Опыт чтения произведений: повесть «Дети подземелья» В. Г. Короленко

Проникнутая острым сочувствием к положению обездоленных людей в обществе, основанном на жестоких законах социального неравенства, эта повесть волнует читателей, вызывая не только жалость и грустные раздумья из-за безотрадной жизни и почти предопределенной судьбы обитателей подземелья, но и ненависть к тому общественному злу, жертвой которого становятся люди, подобные Тыбурцию и его детям. Отсутствие в повести конкретных виновников, людей, олицетворяющих власть имущих, не только не снижает обличительного пафоса произведения, но, наоборот, обостряет понимание того, что не отдельные личности, а именно вся система жизни в России, построенная на резких социальных контрастах, обрекала бедняков на беспросветное существование и гибель.

Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям, независимо от их общественного и имущественного положения, облагораживает личность, пробуждает светлые чувства. Повесть открывает перед читателями духовный мир взрослых и у себя, знакомит с конфликтами общественного и психологического характера, учит активно вмешиваться в жизнь, защищая добро и справедливость.

Так, встреча Васи с детьми подземелья наложила глубокую печать на всю его жизнь. Дружба с Валеком и Марусей позволила мальчику понять, что отверженные всеми бедняки, члены «дурного общества», не лентяи и не преступники, что их жалкая жизнь — следствие несправедливого строя, который обрекал умных и трудоспособных людей на нищенское существование.

Вот почему Вася решительно заявляет Валеку. «...я всегда буду ходить к вам», тем самым показывая, что понимает и оправдывает его поведение. Так же решительно отвергает Вася предположения Тыбурция о будущем начальственном положении сына судьи и заявляет: «Не буду судить Валека. Никогда». Вася догадывается о причинах, которые вынуждали его друзей нарушать нормы законности. И поэтому читатели легко понимают, в чем клялся в период «крылатой и честной юности» сын судьи на могиле Маруси: быть справедливым, стойким, помогать обездоленным и несчастным.

Писатель показал, что в жизни человека бывают не только горе, страдания, но и радость, которую приносят такие прекрасные и благородные чувства, как дружеская привязанность и взаимопонимание между людьми.

Повесть Короленко — одно, из лучших произведений о детской дружбе в классической литературе XIX века. Открывая для себя особенности взаимоотношений Васи, Валека и Маруси, Читатели поймут, как важны в дружбе взаимопомощь, как окрыляют забота и поддержка друзей в трудную минуту, как тяжело быть одиноким. Именно дружба с детьми подземелья помогла Васе почувствовать уверенность в себе, понять, что он нужен другим, а затем обрести доверие и уважение отца. Преданность и любовь мальчика к нищим детям, в свою очередь, были крайне необходимы им в период тяжелых жизненных испытаний. Серьезное, ответственное отношение героев повести друг к другу, взаимная сердечность и доброжелательность, обрисованные автором с тонким пониманием детской психологии, имеют большое воспитательное влияние на школьников. Тема детской дружбы в произведении — тема социальная, и это становится определяющим при изучении повести в школе.

Не менее важно образовательное значение повести. К этому времени дети легко усваивают сюжетную сторону произведений, и события повести вполне доступны им при самостоятельном чтении. Задача учителя, исходя из художественного своеобразия повести,— формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героя, обращая внимание нас на психологические состояния героев, на мотивы их поступков. Именно в период сложных переживаний литературных героев наиболее полно проявляются особенности их характеров, яснее видны мотивы поступков. Выявление чувств и переживаний героев, которые самостоятельно редко замечаются учащимися этого возраста, требует специального внимания учителя и его постоянного руководства.

В этом отношении «Дети подземелья» особенно значительное произведение в курсе V класса. Своеобразие творческой манеры Короленко в том, что он не только передает эмоционально-психологические состояния героев через внешние признаки поведения (действия, жесты, мимику, интонацию), но и прямо называет, подробно характеризуя, чувства и переживания персонажей. Такой способ выражения психологии героев, когда автор объясняет эмоциональный подтекст, значительно облегчает процесс восприятия пятиклассниками душевного мира героев. Например:

  • «— А вы разве ... нищие? — спросил я упавшим голосом.
  • —        Нищие! угрюмо отрезал Валек. Я замолчал и через несколько минут стал прощаться.
  • — Ты уже уходишь?— спросил Валек.
  • —        Да, ухожу.

Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно. Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешались острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. Дома я рано лег в постель. Уткнувшись в подушку, я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя».

Как видим, писатель в этой сцене не только передает душевное состояние героев интонацией их голоса (испытывая смущение, растерянность, Вася говорит «упавшим голосом»; Валек «угрюмо отрезал», тем самым прекратив для него разговор), но и подробно анализирует внутренние переживания персонажей: «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли», охватывает душу Васи, мальчик испытывает чувство «глубокого горя».




загрузка...