Общепризнанный шедевр Элиот - роман «Миддлмарч»

Переплетение денежных и юридических (а иногда и просто уголовных) мотивов хорошо показано и в «Миддлмарче». «Миддлмарч» отличается от других произведений Дж. Элиот резко сатирической интонацией, которая возникает на первых же страницах. Едкой насмешкой проникнут такой эпизод: умирает богатый старик Фетерстон, чьей смерти с жадным нетерпением ждут близкие и дальние родственники. Старик ненавидит своих наследников и почти никого не допускает к себе. Но вся родня набивается в дом, одни поселяются на кухне, другие в прихожей, и все подозрительно следят друг за другом, боясь, как бы кто-нибудь не втерся в особое доверие к старику. «Вообще вся порода Фетерстонов твердо держалась правила, что каждый должен внимательно надзирать за другим, помня ежеминутно, что всемогущий творец надзирает за ним самим».

Великолепно выписана сцена чтения завещания. Старик Фетерстон умер с ключом от денежной шкатулки в руках и напоследок зло посмеялся над своими родичами. Он завещал все свое состояние незаконному сыну, о котором никто из них понятия не имел. Остальные не получили ни гроша, и даже самый уважаемый родственник получил в наследство всего-навсего... палку Фетерстона с золотым набалдашником.

Еще более злым сарказмом проникнуто изображение банкира Балстрода, одного из хозяев города. Образ Балстрода — большое достижение Элиот, он может сравниться с капиталистическими хищниками в романах Золя, Мопассана и других крупных писателей ее времени.

Балстрод нажил состояние как владелец ломбарда, а под прикрытием этой вывески тайно скупал краденое. Он начал с того, что мошеннически присвоил состояние своей первой жены, а кончил убийством свидетеля этого мошенничества, некоего Ральфа: привез его в свой дом больным и «лечил» так, что тот умер. При всем том Балстрод еще и ханжа, прикрывающий свои гнусные дела благочестивыми фразами. Размышляя о том, умрет ли больной Ральф, он решает предоставить все воле божьей, но при этом деятельно направляет волю господа бога в выгодную для себя сторону.

Пример зависимости людей от Балстрода — история доктора Лидгейта. Он пытается вводить в городской больнице новые порядки, применять новые научные данные. Он пробует отменить порядок, при котором деньги за лекарство платят самому врачу и тот наживается, выписывая более дорогие лекарства, чем нужно. Но городская больница содержится на средства Балстрода, и Лидгейт попадает в полную зависимость от него. Ему приходится принимать на службу тех, кто угоден Балстроду, п увольнять неугодных. Когда Балстрод лечит Ральфа. Пидгейт видит, что опасные лекарства давались в слишком больших дозах, но не настолько, чтобы это можно было счесть преступлением. Поэтому он не решается об-винить Балстрода. Как раз в это время он, по милости мотовки-жены, крайне нуждается в деньгах и просит Балстрода о крупной ссуде. Обычно скупой Балстрод вдруг очень охотно соглашается — и только тогда Лид-гейт понимает, что, в сущности, Балстрод купил его мол-мание.

Такое разоблачение власти буржуазии над политикой, законом, наукой ново для Элиот, оно не было ей свойственно во времена «Адама Бида». В этом отношении интересен также в «Миддлмарче» образ Калеба Харта. Она показывает столкновение Харта с рабочими, которые мешают строить железную дорогу. Харт в общем правильно убеждает рабочих, что бунтовать против дороги бессмысленно, но его похвальное слово благотворной роли железных дорог рабочие оценивают как переход на сторону хозяев.

В романе «Миддлмарч» Элиот пытается осуществить свое давнишнее намерение, которое чувствовалось еще в «Сценах из жизни духовенства»: показать городок или местечко как нечто цельное, как социальный организм. Вот как говорит она о движении, происходящем в общественном мире города Миддлмарча:

«Здесь — один тихо сползает по лестнице общественного положения; рядом с ним другой, напротив, лезет вверх, переходя со ступени на ступень. Кругом мы видим несчастных искателей счастья, разбогатевших бедняков, джентльменов, представителей своих местечек; одних увлекает политический поток, других — церковное движение, и они, сами того не сознавая, сталкиваются между собой целыми группами среди этого общего волнения... Словом, в старой Англии мы видим то же движение, ту же смесь людей, которую встречали в истории Геродота. Этот древний писатель, начав свое повествование о прошлом, взял за исходную точку, так же как и мы, положение женщины в свете и в семье».

Но Элиот не удалось объединить вокруг этой исходной точки весь материал своей необъятной книги. Внешне она построена вокруг истории трех влюбленных пар, но по существу распадается на ряд самостоятельных тем и эпизодов. Положение женщины в свете и семье оказывается наименее значительной темой книги.

Героиней «Миддлмарча» должна была стать Доротея Брук — незаурядная женщина с большими умственными запросами, жаждущая посвятить свою жизнь большому делу. Герои и сам автор сравнивают ее с христианской Антигоной или с современной святой Терезой. Молодой девушкой она выходит замуж за старого неинтересного ученого только потому, что думает найти в нем подвижника науки и всеми силами ему помогать. Но муж оказался бездарным педантом, Доротея разочаровалась в нем, увлеклась художником и политиком Лэдислоу, и за это все общество ее осуждает.

Однако если в обстановке Флоренции XV века Элиот удалось показать Ромолу, способную на подвиг самоотвержения, то Доротея вынуждена размениваться на мелочи — задумывает строить удобные коттеджи для фермеров, создать образцовую больницу, но все это не приносит ощутимых плодов.

Одна из второстепенных героинь романа любит просматривать списки светских браков в «Таймсе»: ей кажется, что она читает счастливые концы модных романов, ничего не зная о предыдущих страданиях героев. Элиот показывает, вопреки модному роману, что светский брак — вовсе не счастливая развязка, а напротив, вязка грядущих несчастий.

Роман открывается сценой в игорном доме, где, по выражению одного из героев, каждый выигрыш основан на чужом проигрыше. Элиот показывает, что этот закон рулетки царит и в других областях жизни буржуазно-дворянского общества.

В минуту, когда Гвендолен готова принять предложение Грандкорта, у нее просит свидания женщина, которую Грандкорт бросил с четырьмя детьми. Если Гвендолен откажет Грандкорту, он, может быть, узаконит свои отношения с этой женщиной и признает ее сына своим наследником. Гвендолен не хочет мешать чужому счастью и уезжает. Но очень скоро она узнает, что ее родные разорены и ей придется идти в гувернантки. Чтобы избегнуть этого, Гвендолен готова на все. Она принимает вторичное предложение Грандкорта и строит свое благополучие на чужом проигрыше.

Но Гвендолен рассчитывала верховодить в браке — и жестоко разочаровалась, ибо муж сумел сломить ее волю. Он понял, что гордая Гвендолен больше всего боится показаться в глазах света несчастной, а значит — проигравшей. И он безнаказанно мучит ее, зная, что она не обнаружит своих страданий даже перед ним. А она возненавидела бездушного тирана-мужа, мечтает о его смерти, подчас готова покончить с собой. Случай помог ей сделать выбор между самоубийством и убийством мужа, и однажды во время катанья на лодке она дала Грандкорту утонуть у нее на глазах. Так закончился этот брак, бывший в глазах всего света одним из самых счастливых. Элиот обнаруживает глубокое проникновение в социальную сущность Грандкорта, когда говорит о нем: «Если бы этого человека с белыми руками и четким профилем послали управлять неподатливой колонией, он приобрел бы громкое имя среди современников. Безусловно, неглупый и способный, он понял бы, что гораздо безопасней истребить, чем потворствовать, и, не колеблясь, прибегнул бы к этой мере безопасности».

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Общепризнанный шедевр Элиот - роман «Миддлмарч» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Театр и драма

Следующее сочинение из данной рубрики: Вы хотите создать народное искусство?

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Общепризнанный шедевр Элиот - роман «Миддлмарч».