Образ Ярослава Мудрого в одноименной драме Ивана Кочерги

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Кочерга, которому было 60 лет, выехал в Уфу. Здесь летний писатель очень много работал для общего дела победы над фашистами: редактировал газету «Литература и искусство», писал драматичные произведения, посвященные борьбе с врагом, вел научную работу. Мыслями писатель несся в Киев — столицу Украины, к своему народу. В 1944 году И.Кочерга возвращается в освобожденный Киев и восторженно работает над драмой «Ярослав Мудрый». Как будто приветствуя по возвращении к родному дому дорогой ему Киев, драматург пишет: «Кто выпил раз днепровской воды, потому никогда Киев не забыть, хоть бы в какую забрался даль».

Князь Ярослав изображен в пьесе как пылкий патриот, который живет заботами о родной земле. Заботясь об интересах Отчизны, он «познал тяжелых трудов», в «боях кровавых исполчился». Цель деятельности Ярослава — утверждение единства и могущества Русского государства, мира и покоя, стремления, до того, чтобы жила веками «в трудах и битвах выкована Русь». Он не ведает других сокровищ «чем мирный труд и счастье в мирном доме».

Одним из важнейших конфликтов драмы, в котором раскрываются патриотические чувства Ярослава, является его борьба против засилия варягов. Он с сарказмом, называет варягов, предков Ингигерды, наемниками, готовыми перевернуться к врагу, если тот давал «за меч дороже». Ярослав хорошо понимал: варяги намеревались с помощью интриг и дрязг прибрать к рукам Русь. Он с болью и сожалением, обидой и гневом, в душе слушает, как Ингигерда называет русские города по-варяжски, пытается ли утверждать о «превосходстве» варягов. Когда княгиня бросает Ярославу упрек, что у него кровь русской женщины-рабыни, он взволнованно отвечает ей:

  • Из всех небесных благ
  • Наивысшим благом кровь я эту считаю
  • Потому что есть с народом верна моя связь,
  • Мне не нужно пышных тех сказок
  • Что предков нам ищут где-то за морем.
  • Народ мой здесь, на родных просторах
  • От Киева до Ладоги живет.
  • И не чужак Исландии суровой,
  • Меня своим он предком назовет!

Да, Ярослав — мудрый политический деятель. Для него: «Ранее закон, а затем благодать». Конечно, содержание этого высказывания князя многозначительно. Для Ярослава как обладателя государства это — мысль о необходимости безотказного подчинения народа князю и боярам, оправданиях суровых мероприятий, которые он применил в борьбе за укрепление своей власти. Для Ярослава как творца первого на Руси сборника законов «Русская правда» это — отстаивание потребности суровой законности. Для Ярослава же как патриота, борца, за «мир и труд» это — мысль о верности родине, о преимуществе государственных интересов над личными, о том, и что мир и счастье можно получить лишь в напряженной борьбе. В этом последнем значении высказывание звучит как основной мотив драмы.

Забывая о себе, Ярослав беспокоится об интересах государства. Трогают нас его слова:

  • ...Легко то мне
  • Эту больную ногу поднимать в стремя
  • И ездить старику на коне?

Преследуя «крамолу и лукавство», он решительно выступает даже против ближайших родственников и карает их. Ему жалко отдавать любимую дочь в далекий край, но и оставить ее здесь с Гаральдом он не может, потому что это дало бы оружие в руки Ингигерде, варягам. Для него самым большим утешением является то, что «Русская держава» снова собрана, единственная и крепкая. Ярослав строил города, заботился о переписывании книг, о развитии образования, культуры. Утверждая законность на Руси, создал первый сборник законов «Русская правда» Как полководец «железными полками всем врагам дороги заградив».

Характер главного героя драмы сложен и противоречив. Ярослав — патриот, который добросовестно служил Отчизне и спасал ее в тяжелые времена, заботился о мире и покое на Руси. Вместе с тем он, глава феодального государства, был выразителем и охранником интересов господствующего класса и не мог «утвердить в жизни правды».

Его любил и уважал народ. Вот в Киев тайно, остерегаясь давнего гнева Ярослава, прибывает Журейко, чтобы забрать с собой Милушу и совместно искать лучшей судьбы. Случайно он слышит государственные размышления Ярослава и отмечает о себе:

  • ...Как верен будет он народу.
  • То, наконец, найдет он верный путь.
  • Ему близки и понятны такие мнения князя:
  • Преодолел
  • Я врагов гнал не для своей славы
  • А, чтобы сплонить Русское государство
  • И обрести покоя на земле

Хоть Ярослав и преследует Журейка, но каменщик полностью одобряет борьбу князя за единство государства, за «спокойствие на земле» и поддерживает его.

В пьесе все время сталкиваются два направления деятельности Ярослава — боевой и мирно-созидательный. Князь хочет мирного труда и правды, но должен всю жизнь воевать, защищая отчизну. Ярослав — творец «Русской правды», но, ввиду определены политические обстоятельства, сам нарушает провозглашенные законы.

Драма «Ярослав Мудрый» согрета высокими патриотическими чувствами автора. Древний Киев словно перекликался с Киевом 1941-1943 годов, который оборонялся и освободился от фашистской неволи.

Злободневной для времен войны была и другая проблема, развязанная в драме. Гитлеровцы, напав на нашу страну, кощунственно пытались обосновать свои «права» на славянской земле с помощью псевдонаучной «теории» о варяжском происхождении Киевской Руси: варяги, мол, положили начало Киевскому государству и принесли туда свои порядки, а фашисты, которые считали себя представителями нордической расы, идут путем своих предков. Автор в пьесе решительно опроверг выдумки о варяжском происхождении Киевской Руси, убедительно показал, что варяги были лишь жадными к наживе наемниками, а настоящими творцами и хозяевами Киевского государства были русичи.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Образ Ярослава Мудрого в одноименной драме Ивана Кочерги . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Роман «Черная рада» – жемчужина исторической литературы (П. Кулиша)

Следующее сочинение из данной рубрики: Василий Стефаник «Каменный Крест»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Образ Ярослава Мудрого в одноименной драме Ивана Кочерги.