Образ сада представлен в первом романе Андреева «Сашка Жегулев»

Наиболее полно образ сада представлен в первом романе Андреева «Сашка Жегулев» (1911). Для произведения характерна значительно большая масштабность хронотопа, чем для «малых» эпических жанров. В романе пространство мифологизируется. Оно складывается из топографического – провинциальный город Н. и его окрестности – и обобщенно-символического – Россия, открывающаяся герою в «гуле мощных дерев» – фантастически загадочного сада, в «манящей далью» дороге [2, 79]. Топографическое делится на две части, соответствующие двум сторонам жизни и души героя. Город и деревня, сад и лес – два полюса России: город – «картины» жизни культурных слоев русского общества», деревня – символ «черноземной России», воплощение стихийного, темного, бунтарского начала в природе.

Эту же символику получают образы сада и леса. В саду «раскидывались мощные шатры такой зеленой глубины и непроницаемости, что невольно вспоминалась только что выученная история о патриархе Аврааме: как встречает под дубом Господа» [2, 78]. Переехав из Петербурга, семья Саши долго выбирает квартиру, пока «не попалось сокровище: особнячок в пять комнат в огромном, многодесятинном саду, чуть ли не парке: липы в петербургском Летнем саду вспоминались с иронией…» [2, 78]. Но «первое время петербургские дети боялись сада, не решались заходить в глубину» [2, 78]. Страх был связан с таинственностью сада. Со временем «страх не проходил, только вместо боли стал радостью: страшно – значит хорошо» [2, 79].

Сад ассоциируется с «вечноженственным», высокоодухотворенным началом России: «в осенние темные ночи их (деревьев – А. Р.) ровный гул наполнял всю землю и давал чувство такой шири, словно в темноте, начиналась огромная Россия. …душа растет вместе с гулом, ширится, плывет над темными вершинами и покрывает всю землю, и эта земля есть Россия. И проходило тогда чувство такого великого покоя, и необъятного счастья, и неизъяснимой печали, что обычный сон с его нелепыми грезами, досадным повторением крохотного дня казался утомлением и скукой» [2, 78].

«Отцовское» начало заключено в образе города, особенно Петербурга (в роман Андреева суггестивно включен «миф о Петербурге»), откуда после смерти генерала Елена Петровна вместе с детьми «уехала на жительство в свой тихий губернский город» [2, 74]: думала, «что в мирной и наивной провинции она вернее сохранит сына, нежели в большом, торопливом и развращенном городе» [2, 74]. Поэтому естественное бурление природы весной, рождение новой жизни противопоставлены искаженному лику города, в котором «мертво грохочут... типографические машины... и мечется испуганно городская, уже утомленная мысль» [2, 149].

Сад становится символом начала и конца, он наставник мудрый, через него познается путь России и путь человеческий. Образ-символ тем самым мифологизируется, создавая особый микрокосмос души человека и бытия России.

Роман «Сашка Жегулев» становится отправной точкой для последующих произведений Андреева. Появляются новые мотивы и образы, например: образ дороги; мотивы мужского и женского, соответственно отцовского и материнского, эгоистически-волевого и духовного, начала в человеке. Новую семантику получают символические образы Сада, Города, Петербурга и Дома и т. д.

Среди таких «продолжений» можно назвать «таинственную» повесть «Он (Рассказ неизвестного)» (1913). В ней сад - символ «необычного и даже ужасного, производит зловещее впечатление и имеет власть над людьми» [6, 185].

Таким образом, традиционный для мировой литературы образ сада у Андреева хотя и обнаруживает генетическую связь с Библией, классикой, все же отличается высокой степенью новаторства. Писатель оригинально трансформирует традиционное содержание и функции образа. Образ сада и предметен, и приобретает символико-мифологический смысл в субъективном восприятии героев, а внутренне развитие его символических значений (страх жизни, призрачность, живая жизнь, надежда, свобода / воля / выбор, тайна и др.) в произведениях запечатлевает неодинаковый процесс постижения героями сути бытия и оригинальную позицию самого Андреева: «И моя суть в том, что я не принимаю мира, каким мне дали его наставники и учители, а беспокойнейшим образом ставлю ему вопросы, расковыриваю, раскапываю...» (из письма Л. Н. Андреева А. С. Голоушеву, 15 декабря 1916 года).

Рубан А.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Образ сада представлен в первом романе Андреева «Сашка Жегулев» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Ирина РЕПЬЕВА. ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ МИХАИЛА ШОЛОХОВА – Часть 4

Следующее сочинение из данной рубрики: Из сумрака вышедши к свету… (О творческом пути Брюсова-поэта) – Часть 1

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Образ сада представлен в первом романе Андреева «Сашка Жегулев».