Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Часть, названная «Крестьянка». Вообще этот образ занимает особое место во всей поэзии   Некрасова. Русская женщина всегда была для Некрасова главной   носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом  национального существования. Вот почему Некрасов с таким   вниманием вглядывался в ее судьбу, художественно исследовал ее в поэме о народе.

Ведь речь шла о самом корне жизни, об ее, может  быть, главном залоге. Потому-то поэт уделил столько внимания,  как, наверное, ни одному кандидату в счастливые,   женщине-крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной.   Матрена Тимофеевна — человек исключительный,   «губернаторша», но она человек из этой же трудовой толпы. Ей, умной  и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе:   «Крестьянка» — единственная часть, вся написанная от первого лица. 

Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос  Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Потому-то  она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не   изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» — самая фольклорная  часть поэмы, она почти сплошь построена на   народно-поэтических образах и мотивах.   Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что  она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких  могла побывать русская женщина. Некрасовская крестьянка —  человек, не сломленный испытаниями, человек выстоявший.  Когда она, начиная повествование о дедушке Савелии, говорил  — Ну, то-то! речь особая.  Грех промолчать про дедушку,  Счастливец тоже был...  то слова эти вроде бы могут быть восприняты как горькая  ирония и в адрес его, и в адрес ее счастья.   

Только ли иронически, однако, назван Савелий счастливым?  Вслед за этими горькими словами, последними словами второй  главы, прямо следует уже совсем не ироническое название   третьей — «Савелий, богатырь святорусский». Даже одно только  это название свело к себе разные и очень значимые и высокие  начала народной жизни и народной поэзии.   В образе Савелия много такого, что объединяет его со всей  крестьянской массой. Недаром уже сам он переадресовывает   определение «святорусский богатырь» всему сермяжному люду.

Но  есть и то, что Савелий над этим людом возвышает как личность  исключительной судьбы, как высший тип.    Савелий не только бунтарь. Он и своеобразный   народный философ. Его раздумья о богатырском терпении всего   народа трагичны. Он не просто осуждает способность народа   терпеть и не просто его ободряет. Он видит сложную диалектику  народной жизни и не берется давать последние ответы и   выносить окончательные решения: 

  • Не знаю я... 
  • Не знаю, что придумаю, 
  • Что будет? Богу ведомо! 

Савелий не только богатырь-бунтарь. Он и богатырь духа,  подвижник, спасающийся в монастыре. Народная религиозность  всегда привлекала внимание Некрасова, но отнюдь не сама по  себе. Обычно она предстает у него как символ высокой   народной нравственности, способ искупления вины и способность в  самом страдании обрести величие. Вот почему Савелий назван  святорусским. В конце на его старчество ложится печать почти  святости. Но сама молитва богатыря Савелия, главная и   последняя молитва его, носит общемирской, так сказать,   общественный и земной характер: 

  • За все страдное, русское
  • Крестьянство я молюсь! 

Вот какой многосложный при всей цельности и простоте  образ создал поэт. И этот образ, по сути, единственный, что  сопровождает героиню во всех главах. А уже в самом конце этой  части он оказался запечатленным и как бы увековеченным в  своеобразном памятнике. Когда в последней главе Матрена   Тимофеевна идет просить за своего мужа в город, она видит там  памятник. Самого города Некрасов при этом не называет, хотя  и указывает на исключительную в своем роде примету   Костромы — памятник Ивану Сусанину:  Стоит из меди кованный,  Точь-в-точь Савелий дедушка,  Мужик на площади.  — Чей памятник? — «Сусанина».  Автор народной поэмы не мог не выделить этот   единственный тогда в стране памятник простому мужику.   Некрасов не просто декларирует богатырство Савелия.

Он  показывает, на чем это богатырство основано: ум, воля, чувства  героя складываются в испытаниях. Вся жизнь его — это   становление в борьбе, внутреннее высвобождение характера: «...   Клейменный, да не раб», — скажет Савелий. Но образ Савелия важен  не только сам по себе. Он как бы аккомпанирует на протяжении  почти всей части образу героини, так что, по существу, перед  нами возникают два сильных, богатырских характера.    

И характер героини складывается в тяжких испытаниях, все  нарастающих. Уже в главе «Песни» рассказано о тяжкой   семейной жизни, глава «Демушка» повествует о смерти сына,   «Волчица» — о том, как крестьянке пришлось лечь под розги. А за  этими рассказами о событиях, труднее которых вроде уже не  придумаешь, следует глава с названием «Трудный год». Все эти  главы о событиях разных, отдаленных часто многими годами. 

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Образ Родины, России в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Следующее сочинение из данной рубрики: Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»)

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо».