Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Самым трудным местом в этом смысле является момент возвращения Лопахина с торгов, когда он только что купил усадьбу. Ситуация сама по себе вполне отвечает мысли о невольной и  неизбежной расходимости и разобщенности чувств столкнувшихся здесь людей. Нужно было дать почувствовать одинаково законную оправданность и горя Раневской, и радости Лопахина. 

Сознавая всю эмоциональную невыгодность в положении Лопахина, открыто радующегося около чужого горя, Чехов обставляет это место всевозможными средствами для его эмоционального оправдания. Как в обрисовке Раневской, так и здесь автор  подчеркивает внутреннюю естественность и неизбежность тех  особых чувств, которые должны были волновать Лопахина при  покупке имения. 

Известный пьяный монолог Лопахина в содержании своем  контрастно развертывает как раз те пункты, на которых концентрировались и чувства Раневской. Там воспоминания детства, и  здесь воспоминания детства, там представление о родовой традиции, корнями уходящей в далекие поколения отцов и дедов,  здесь тоже: «Вишневый сад теперь мой, мой!.. Не смейтесь надо  мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на  все происшедшее, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай  купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже  на кухню. Я сплю, это только мерещится мне» и проч. 

Самая несдержанность эмоциональной вспышки Лопахина  здесь тщательно мотивируется и оговаривается. Это происходит  сейчас же после покупки, когда чувства еще не улеглись, ими  трудно было владеть. Лопахин пьян. Начало речи Лопахина сопровождается ремаркой: «сконфуженно, боясь обнаружить свою  радость».

После монолога он подходит к Раневской со словами  утешения и ласкового укора: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». А дальше  он уже берет тон иронии к собственному нечаянно распустившемуся размаху: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я  желаю! (С иронией). Идет новый помещик, владелец вишневого  сада!»

И в роли Трофимова нужно различать внутренний  лирический пафос и тот аспект, в каком воспринимается его  мир со стороны всех окружающих. Для него самого его убеждения и его вера ценна и близка и глубоко серьезна.

Но эта серьезность и значительность его внутреннего мира существует только  для него самого и отчасти для Ани, которая воодушевлена его  верой. Для других он «облезлый барин», странный и смешной  человек. «Вы ничего не делаете, — говорит ему Раневская, —  только судьба бросает вас с места на место, так это странно... Не  правда ли? Да? И надо же что-нибудь с бородой сделать, чтобы  она росла как-нибудь. Смешной вы!» А его смелость в решении  всех вопросов, его вера в будущее объясняется лишь тем, что он  молод, не успел перестрадать ни одного вопроса и жизнь еще  скрыта от его молодых глаз. Имеется в пьесе один вводный мотив, который явно предназначен к тому, чтобы оттенить и подчеркнуть мысль об относительности, об индивидуальной закрытости, неразделимости и  непобедимой власти субъективно переживаемого эмоционального мира. Речь вдет о любви Раневской к тому, кого она оставила в Париже.

В начале пьесы Раневская решительно отказывается от всякого напоминания о нем (рвет телеграммы, полученные от него). В III акте этот мотив вновь всплывает и на этот  раз в совершенно ясном тематическом применении. В городе  происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Раневская страдает. На призыв Раневской о поддержке Трофимов  отвечает ей рассудительной идейно оправданной репликой: «Продано ли имение сегодня, или не продано — не все ли равно? С  ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка...» Раневская отвечает лирическим выражением неудержимого страдания, которого опять Трофимов разделить не может: «Ведь  я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю  этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если  уж так нужно продать, то продавайте и меня вместе с садом.  (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул  здесь... (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек».  Сейчас же после этого происходит сцена с поднятой Трофимовым телеграммой из Парижа.

Раневская признается, что она не  может справиться со своим чувством к человеку в Париже: «Я люблю его, это ясно... Люблю, люблю. Это камень на моей шее, я иду  с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу...»  Трофимов, явно не понимая чувств Раневской, по-своему волнуясь, отвечает опять рассудительными словами: «Ведь он обобрал  вас... Ведь он негодяй...» и проч.

Тогда Раневская сердится и говорит Трофимову резкости: «... в ваши годы надо понимать тех, кто  любит. И надо самому любить... И у вас нет чистоты, а вы просто  чистюлька, смешной чудак, урод... Вы не выше любви, а просто,  как вот говорит наш Фирс, вы недотепа...»  Два повода к столкновению сходятся в одной мысли о стихийной власти чувств, об одиноком страдании, о непроницаемости  индивидуального внутреннего мира для окружающих. Главный  стержневой мотив, связанный с судьбой усадьбы, поясняется через  побочный, более ярко обнажающий скрытый в обоих смысл.

Такая ситуация, когда между Раневской, Лопахиным или Трофимовым устранены столкновения личных антагонистических  притязаний и их отношения проникаются только взаимным доброжелательством и когда тем не менее они все же внутренне  оказываются чужими и в жизненном процессе как бы отменяют, исключают друг друга, эта ситуация сама собою содержит в  себе мысль, что источником такого расхождения являются не  моральные качества отдельных людей, а само сложение жизни. 

Причины разрозненности между людьми, таким образом, уводятся вглубь, в общий строй жизни, который определил неминуемость той драмы, какая происходит теперь.  Ясно, почему в «Вишневом саде» нет борьбы между действующими лицами. Как видим, это происходит вовсе не потому,  что Чехов не умел завязать и развязать этой стороны драматического движения, и не потому, что Чехов хотел достичь обновления формы как таковой, а потому, что перед творческим вниманием Чехова в «Вишневом саде» стояла такая область человеческих отношений, которая как раз не включала в свое содержание подобных моментов активности. Разрозненность между  людьми его здесь интересовала только со стороны непроизвольности и неизбежности внутреннего разлада в данной обстановке  общественной жизни. Как увидим ниже, в «Вишневом саде»  критике подвергаются не отдельные люди, а само сложение общественных отношений.

 

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Конфликт социальных противоречий в пьесе «Вишневый сад»

Следующее сочинение из данной рубрики: Вопрос о единстве формы и содержания в пьесе «Вишневом саде»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад».