Научная классификация сказок

Научная классификация сказок не создана до сих пор. Это видно хотя бы по тем попыткам, какие делаются в наших учебниках по фольклору. Так, например, классификация Ю. М. Соколова (Соколов, 1941) в основном сводится к выделению следующих категорий сказок: волшебные (с. 320—330), сказки о животных (с. 330— 335), кумулятивные (с. 335), реалистические (с. 335—342), сказки-легенды (с. 342), сказки-былички (с. 342—343), исторические легенды и предания (с. 343—344), религиозные легенды (с. 344—347). Все эти жанры включены в состав сказок. Ошибки классификации Ю. М. Соколова довольно очевидны. Она представляет собой шаг назад по сравнению с классификацией Афанасьева, который различал сказки и легенды и дал два разных сборника. Братья Гримм не относили к сказкам исторические легенды или предания, и они также были правы. Какая разница между «сказками-легендами» и «религиозными легендами» Соколова, остается неясным. Почему былички нельзя относить к сказкам, мы видели выше.

Как же будем выходить из положения мы? Положим в основу те разряды, которые установлены Афанасьевым. Подразделение же будем вести не по Аарне, а объединяя сказки в группы по родственности сюжетов в целом.

Как мы уже говорили, Афанасьев признал наличие трех больших групп сказок:

1) сказки о животных;

2) фантастические (мифологические), или волшебные

Сказки;

3) новеллистические сказки.

Афанасьев нигде не оговаривал своей классификации. Огромный материал сам естественным образом распался на эти группы. Мы будем придерживаться тех же разрядов, каких придерживался и Афанасьев, но будем делать это уже по иным мотивам.

На первый взгляд, кажется, что записать сказку очень легко, что это может сделать всякий человек без особой подготовки. Какая же может быть особая история собирания сказки?

До некоторой степени это так. Сказку действительно может записать всякий услышавший ее. Однако, чтобы такая запись имела научную ценность, нужно соблюсти некоторые условия: надо знать, что записывать и как записывать и от кого и для чего записывать. В этом отношении взгляды на собирание и записывание сказок резко менялись. Эти взгляды частично зависели и сейчас еще зависят от общего уровня науки о народном творчестве, от общественно-политических взглядов собирателя и от целей, которые собиратель себе ставит.

В древней Руси никому никогда не приходило в голову записывать сказки. Сказки подвергались не только официальному презрению, как нечто совершенно не стоящее внимания, на них возводились гонения. Рассказывание сказок запрещалось сперва духовенством и церковью, а позднее — правительством. Кирилл Туровский, проповедник XII века, грозил посмертными муками тем, кто ворожит, гудит в гусли и сказывает сказки. Такое отношение церкви к народным увеселениям, и в том числе к рассказыванию сказок, прослеживается через все русское средневековье. Впоследствии к этому присоединяются правительственные запреты. В указе Алексея Михайловича 1649 года строго запрещается колядовать, загадывать загадки и рассказывать сказки. Тем не менее сказка в народе существовала. Об этом мы знаем по косвенным свидетельствам. Она даже проникала в литературу полужитийного характера, несмотря на все гонения. В этом отношении показательна повесть о муромском князе Петре и деве Февронии, одна из прекраснейших древне - русских повестей, где сказочный фольклор художественно использован в религиозно-назидательных целях.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Научная классификация сказок . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе ВОЙНА И МИР. – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Следующее сочинение из данной рубрики: Пересказ Мать Державин Г. Р

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Научная классификация сказок.