Народы Европейской Части России

Россия - страна многонациональная. Конечно же, Вы можете сказать, что существуют страны с ещё большим количеством народов, и будете совершенно правы. Однако Россия всегда были и остаётся страной особенной. Огромное количество этносов (более 100 - я даже не могу себе представить столько различных лиц!) уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже несмотря на существующие неприятные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране нельзя назвать плохими. А ведь сколько политиков пытаются добиться обострения ситуации.

В целом Советский Союз (а теперь и Россия) был не «плавильным котлом », как США, где множество народов переплавлялись в единую американскую нацию, а, наоборот, своего рода полигоном не только сохранения, но и дальнейшего развития наций. Здесь шел по сути двуединый процесс: с одной стороны, осуществлялся процесс модернизации, приведший к превращению аграрных обществ в аграрно-промышленные и городские; с другой – росли и укреплялись единство и консолидация титульных наций, от которых получили свои названия союзные республики.

Особенно важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. К концу ХХ в. многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Проявившееся в некоторых регионах в 60 – 70-х годах пренебрежительное отношение к национальным языкам и культурам имело для большинства из них далеко идущие отрицательные последствия. Наблюдающийся в последние годы заметный всплеск интереса к местным языкам, культурам, истории, традициям у всех без исключения народов России как раз и призван преодолеть эти последствия и не допустить в будущем перекосов в национальной политике. Вместе с тем нельзя не признать, что для подавляющего большинства народов русский язык является не просто языком межнационального общения – он стал вторым родным, а для многих и единственным родным языком (независимо от того, какая политика проводилась в межнациональных отношениях по вопросу о языках). Данный факт в неизмеримо большей степени верен применительно к народам, населяющим национальные республики самой России.

Причины убывания народов второй группы очень простые. Огромное количество Немцев жило и живёт сейчас в Казахстане - то есть в данных за 1992 год их, конечно же, нет. То же самое происходит и с остальными, только у них разные ареалы проживания: Поляки жили Украине; Цыгане - практически во всех отделившихся союзных республиках; Татары - в Крыму; Финны - в Прибалтике. Даже не обладая данными за 1992 год о численности народа Венгров , не трудно догадаться, что он попадёт именно во вторую группу. Мордва - быстро ассимилируется из-за своей достаточно сильной рассеянности по территории РФ.

Рост народов третьей группы объясняется разными факторами. Саамы и Ненцы малочисленные народы, и, хотя, по переписи численность их увеличивается (только в процентном отношении), на самом деле положение этих этносов нельзя назвать без проблемным. Многие социологи сходятся во мнении, что такие малочисленные народы скоро вымрут. Всему виной - алкоголь. Почти аналогичную ситуацию мы могли наблюдать с американскими индейцами, когда первые поселенцы “спаивали” их, заставляя выменивать на “огненную воду” последние вещи. На рост Калмыков влияет демографический фактор. Ситуация же с Вепсами достойна называться комичной. Дело в том, что ближе к последней переписи у Вепсов произошёл пассионарный толчок. Интеллигенция этого народа обвинила русских в ущемлении своих прав, как национальности. В Вепских газетах печатались статьи, в которых говорилось, что на протяжении долгих лет русские рубили леса Вепсов, загрязняли Вепскую воду и даже срезали Вепские грибы. В следствие этого распространился слух, что всем Вепсам будет выплачена компенсация, за причинённые “неудобства”. Конечно же, люди которые имели хоть каких-то родственников Вепсов записались и сами Вепсами. Естественно, что компенсаций никто не выплатил, сам народ не увеличился - только ещё раз подтвердилась поговорка “бумага всё стерпит”.

Самая большая и самая интересная первая группа. Чуваши и Башкиры - народы тюркской группы - они ассимилируются очень медленно (даже тот факт, что Чуваши приняли православие не играет никакой роли) и поэтому общая численность их изменяется слабо. На изменение (точнее её неизменение) численности остальных народов, в основном, влияет демографический фактор. Небольшой увеличение Коми - естественный прирост и трудовые миграции в этот район в связи с экономическими предпосылками (прибыльная добыча нефти, газа). У Коми - Пермяков и Карелов заметна естественная убыль. Численность Марийцев и Удмуртов тоже увеличиваются, но всего лишь на 3,5-4,5%.

Сразу стоит оговориться, что Москва - уникальный субъект. Рассмотрение его требует отдельной серьёзной работы. Поэтому приведём лишь поверхностные данные. На 1 января 1997 г. в ней проживали представители более 130 наций и народностей, в том числе 8 млн. русских, 253 тыс. украинцев, 175 тыс. евреев, 157 тыс. татар и др.

В Москве сосредотачиваются беженцы и вынужденные переселенцы. Первыми беженцами, прибывшими в Москву, были пострадавшие в ходе землетрясения в Армении и армяне - жертвы погромов в Сумгаите и Баку, приехавшие в 1989-1991 гг. Позже к ним добавились выходцы из зон военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове - люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляют русские и русскоязычное население, изгоняемое также из государств Балтии.

К тому же нет точного учета той огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву по коммерческим делам на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких лиц в Москве и Московской области - примерно миллион или более (но их число также постоянно возрастает). За счет этой категории лиц значительно стал меняться национальный состав наличного населения МСР. Хотя сюда прибывают представители всех республик бывшего СССР, все же преобладают выходцы из южных, восточных и юго-восточных регионов.

Мы видим, что за межпереписной период Коэффициент концентрации меняется не очень сильно. Допустим, увеличение его для Татар связано с тем, что в 1979 году достаточно большое количество Татар жило на Украине и в других Союзных Республиках - вполне закономерно, что с распадом СССР не малая часть их приняла решение переехать на национальную Родину. В остальном же, можно отметить увеличение концентрации Калмыков. Это объясняется массовым выездом русских из республики по национальным и экономическим причинам, и возвращением туда самих коренных национальностей. Однако следует выделить народы с самым низким и самым высоким Коэффициентом концентрации. Это Татары + Мордва и Калмыки + Коми соответственно.

Исторически сложилось, что Коми - народ, проживающий на одной территории и даже при существующей миграции эта национальность быстро ассимилируется, “растворяется” там, куда переехала. Поэтому мы наблюдаем столь высокую концентрацию.

Калмыки были в 43-44 годах выселены Сталиным. Однако в 56-57 годах им разрешили вернуться. Немаловажную роль сыграл религиозный фактор. Калмыки - буддисты (даже то, что они кочевники уходит на задний план), люди малообщительные и, объективно, трудно уживаются среди других народов - “чужаков”. У них сильно уважение к своим предкам и к своей земле. Именно это заставили б о льшую часть этноса вернуться на Родину.

Татары - народ тюркской группы, сильно рассредоточенный по всей территории РФ. Ранее уже было сказано, что такие народы ассимилируются очень медленно, тем более, что Татары ещё и другого вероисповедания.

Если посмотреть на карту расселения народов бывшего СССР, то мы без труда увидим, что Мордва живёт не только в своей АТЕ, но и в Самарской и Челябинской областях. Связано это с активными переселениями в советские времена.

Характерная для советского времени высокая подвижность населения привела к значительному межнациональному и территориальному смешению. Практически каждый крупный и каждый новый город в бывшем Союзе многонационален, причём во многих случаях в нём нет национального большинства. Многонациональны также все бывшие союзные республики и большое количество субъектов Российской Федерации. В данной таблице это заметно особенно хорошо. Например, Башкирия и Татария - соседствующие республики. Они всегда были достаточно дружественны: в Башкирских школах велось преподавание на Татарском языке, известные писатели Башкирии также сочиняли на этом языке. Сейчас же, такое большое количество Татар в республике несколько пугает государственные органы, поэтому были приняты законы, направленные на “обашкиривание” таких татар. Нужно также отметить, что в этих двух республиках очень мало межнациональных конфликтов и волнений - в этом заслуга сложившейся там жёсткой системы управления, основанной на беспрекословном подчинение начальникам.

Очень маленькое количество титульной нации в составе республики Карелия объясняется существованием до 50-х годов Карел-Финской ССР. Немало русских жило на территории современной Карелии, в то время, как сами Карелы жили немного севернее.

Большое количество разных народов мигрировало в Коми из-за хороших заработков там. Благодаря нефти и газу население республики получает неплохой доход, однако, в связи с наметившимися в мире тенденциями падения цен на топливо, количество минусов жизни на севере скоро опередит количество плюсов и некоренной народ, скорее всего, поедет обратно.

Межнациональная напряженность в региональном аспекте

Для начала приведём немного статистики. Из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Среди них достаточно большие народы Немцев и Поляков. По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов.

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально - , но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, питающие центробежные тенденции, а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.

Прежде всего обращает на себя внимание тревожное в целом восприятие массовым сознание в регионах сложившейся здесь обстановки. Считает, что ее характеризует определенная напряженность в межнациональных отношениях: в Москве - 34% опрошенных, Уфе - 30%, Оренбурге - 19%, Петрозаводске - 14%. При этом в Москве отметили реальную возможность конфликтов 17%.

Как же представляют себе респонденты причины такого положения? Чаще всего в числе первостепенных называют ухудшение экономической ситуации (приводим средние показатели) - 71% (Петрозаводск), ошибки в национальной политике, допущенные в тот или иной период истории страны - 26% (Петрозаводск), неумение местных властей решать возникающие в регионе проблемы - 34,5% (Петрозаводск). Данные опросов позволяют утверждать, что сама иерархия оценок причин осложнения контактов между людьми различных национальностей во многом зависит от национальной принадлежности респондентов. Причем там, где оно явно выражено, различия сказываются сильнее. Так, в Петрозаводске, отличающемся относительной устойчивостью межнациональных отношений, несовпадение мнений у представителей коренных и не коренных наций не значительно.

Надо учесть и то, что каждая из территориальных исторически сложившихся общностей обладает особым региональным самосознанием. Это порой находит свое отражение в практике противопоставления себя другим регионам и народам (мы - уральцы, мы - сибиряки), местном патриотизме и предпочтениях (своеобразным импульсом которых явились попытки реализации в 80-е годы идеи регионального хозрасчета).

В региональном сознании есть уровни меньшей общности - скажем, сознание этнических групп. Взаимодействие, “взаимоналожение” этих двух уровней требуют своего изучения, ибо в процессе сосуществования разных этносов в рамках замкнутого пространства могут возникать поползновения со стороны одного доминировать над другими. В настоящее время сие нередко проявляется в претензиях так называемых титульных (коренных) наций. Стоит ли говорить, что это ведет к болезненному обострению взаимоотношений сограждан и даже вражде.

Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным статусом у значительной части общества сформировалась установка на активные действия в конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы ( табл.3). В Москве 70% опрошенных заявили об этом, и лишь 18% напрочь отвергли от себя такую возможность.

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Народы Европейской Части России . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Германия

Следующее сочинение из данной рубрики: Современная Эфиопия

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Народы Европейской Части России.