Народные игры как традиционное явление культуры

Помогая, как мы видели, восполнить недостающие стороны в развитии культуры, в индивидуальном развитии каждого человека, игра сама становится незаменимой частью человеческой культуры. Люди не могут обходиться без игры, особенно в детстве. Это осознано   еще в глубокой древности. Археологи находят игрушки при раскопках самых древних стоянок первобытного человека. Игры без игрушек, как более простые и доступные, бытовали, видимо, тогда тоже.

Доказательством может служить и наличие игр у предшественников человека - животных. Кто не знает об играх животных!   Кто не любовался ими, а еще больше совместными играми детей и животных. Наиболее смышленые из: собачек и обезьянок играют со своими хозяевами не только в "догонялки" и "борьбу", но даже в своеобразные "салочки", "прятки", "собачки" (последняя из игр родилась и название свое получила по забаве детей с собачкой, пытающейся схватить предмет, который те перебрасывают друг другу).

Конечно, игры животных принципиально отличаются от игр человека, обладающего сознанием и речью. Понятно, что человеческая игра - это новый, высший этап в общей истории  игры. Но не мог он возникнуть на пустом месте. И когда мы вслед за В.Вундтом и Г.В.Плехановым повторяем формулу "игра - дитя труда", то мы утверждаем лишь одну половину истины.

Такой крупный ученый как С.Л.Рубинштейн уже показал односторонность этой повторяемой многими формулы. Не один труд, но и другие стороны человеческой жизни, особенно Речь, познание, общественные отношения, оказывают влияние на ИГРУ. Но, даже объединив все это в расширенном понимании труда, мы не уйдем от коварного "детского" вопроса: а   из чего все-таки труд создал игру? Не из себя же самого как это умеют делать боги в древних мифах. Но тогда - из чего?

Естественно провести параллель: если человека труд создал из животного, то и игра человеческая, по-видимому, произошла от игры животных. Конечно же, произошла она только благодаря активному преобразующему воздействию труда, подкрепленного общественными отношениями, речью и т.д. Но приложено   это воздействие было не к пустому месту, а к реальной основе уже существовавшей элементарной игры животных. Словом, у человеческой игры, кроме всего признаваемого отца, обнаруживается и мать, что представляется совершенно естественным.

Исконное существование у людей игры подтверждается тем, что среди первых известных науке традиций человеческого общества естъ и традиции, относящиеся к игре.

Раскроем авторитетный труд Карла Шмидта "История педагогики", вышедший в Москве в 1890 г. уже 4-м изданием в переводе с немецкого. На многих ее страницах показано, что с древнейших времен существовали у различных народов традиции применения игр в воспитании и развития культуры. "Агезилай, знаменитый царь спартанцев, как рассказывает Плутарх, ездил с сынком своим верхом на тросточке. Сократ тоже позволял себе подобного рода удовольствия... В Греции имелась   особые законы и учителя для игр; она богов своих называла "игролюбцами"; её философ Анаксагор в своем завещании просил об одной лишь почести, чтобы в день его смерти устроили игры для молодежи. Арены для игр соединялись с гимназиями и купальнями и имели целью гармонию и искусство, - ведь без этого  у греков не обходилось ни одно дело".      

Через тысячелетия дошла до нас от греков традиция Олимпийских: игр, заставляющая задуматься о плодотворности и красоте игровых традиций. Но ведь у греков-то Олимпийские игры были одними из многих, во всяком случае наряду с ними почитаясь   игры Немейские, Истмийские и др.

В других формах, но тоже очень высоко ценили игру в древнем Риме, Однако перенесемся поближе к нашим временам. В современной истории выделяется своими традициями в области игры Англия. Уже в начале нашего века известный специалист по подвижным играм А.Скотак с восхищением изучал места, щедро отведенные для игр в этой перенаселенной стране. А.Скотак приводит слова директора одной из здешних школ о том, что английскую школу скорее можно представить без классных   комнат, чем без площадки для игр. После  этого понятнее становится, как Англии удалось стать для всего мира "родиной современного спорта", не говоря уж о футболе, бадминтоне и многих других популярнейших, играх.

Традициями всенародной поддержки национальное игр может похвалиться не каждая страна. Но в любой стране находились для этого хотя бы отдельные люди, как правило, из наиболее передовых. О важном значении игры говорили такие выдающиеся мыслителя, как Платон, Аристотель, Эразм Роттердамский,    Рабле, Лейбниц, Руссо, Кант, Шиллер, Пушкин, Толстой, Горький и многие другие.

Особо подчеркивалась роль игры в воспитании. Появлялись даже целые системы воспитания, в основу которых была положена игра. Наиболее знаменитой из них была в XIX в. система Фребеля, Во всем мире восхищались к пробовали подражать системе Фребеля, создавали так называемые Фребелевские общества. Влиятельным было Фребелевское общество в России. И все же русский педагог-демократ К.Д.Ушинский подверг систему Фребеля критике, утверждая более глубокий, подлинно народный подход к игре. Дело в том, что Фребель создавал свои игры искусственно, придумывал их чисто логически. В противовес этому К.Д.Ушнский сослался на народный опыт и традиции: "Детские игры ожидают еще своего историка, который с удивлением заметит, как какая-нибудь игра с необыкновенной верностью и даже точностью... передавалась из поколения в поколение, через несколько тысячелетий... Фребель поступил бы,  может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками". И далее основоположник русской научной педагогики сформулировал одну из ее важнейших задач: "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики".

О высоком уровне развития древнерусских игр ещё тысячу лет назад говорят данные археологии. По свидетельству известного археолога Б.А. Колчина, на территории Древнего Новгорода (X-XIIв.в.) обнаружено при раскопках огромное количество кубарей и шаров для игры., остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол, других игрушек, такие технически совершенные предметы игры, как вертушки, напоминающие пропеллеры XXв. Столь высокий уровень развития игр мог быть достигнут лишь за многие века и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Ещё в VI-VIII вв., как установлено исследователями истории физической культуры, у древних славян существовала целая система средств развития физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: "стенка на стенку", палочные бои (фехтование на палках), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, ходьба на лыжах, подъём и переноска тяжестей, конские ристания, игры Буй, Чур, Бабки, Городки, Свайка, Взятие городка, Горелки, игры с домашним быком, хороводные игры.

О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников-иностранцев, писавших о силе, выносливости, ловкости, боевой сноровке древнерусских воинов (Маврикий - Viв., Иоанн Эфесский - 583г., Ибн-Фадлан Ахмед - 921г.). Об этом же говорят летописи ("Поединок юного славянина с печенегом", "Поединок князя Мстислава с князем Редедею" - из Лаврентьевской летописи), "Слово о полку Игореве", былины о Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Микуле Селяниновиче и др., а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора. Причем не только физическому, но и духовному совершенствованию играющих способствовали как названные, так и многие другие игры, в числе которых были и чисто интеллектуальные игры, вроде "Мельницы", шахмат, шашек, загадок и т.п.

Много общего с такой ролью игры в жизни общества находим у других народов России, о чём свидетельствует, в частности, - такие памятники народной культуры, как калмыцкий эпос "Джангар", карельская "Калевала", нартский эпос осетин и родственных им народов, легенды, песни, сказки и т.д.

Уважение к игре и понимание её значения для воспитания находим уже в "Поучении" Владимира Мономаха (XIIв.), оно отчётливо выражено в трудах известных педагогов Епифания Славиницкого (XIIв.), И.И. Бецкого (XVIIIв.). За народную игру ратовали А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, А.И. Герцен и другие прогрессивные деятели России.

Сохранить богатство народных игр и шире использовать их для развития культуры и просвещения - такую задачу поставила перед собой и успешно решала целая плеяда собирателей и исследователей игр народов России (берём только территорию нынешней РФ) - И. Снегирёв (1836, 1838гг.), И. Сахаров (1837г.), А. Фукс (1840г.), А. Терещенко (1848г.), К. Петров (1863г.), П. Бессонов (1868г.), В.Ф. Кудрявцев (1871г.), В.И. Даль (1865, 1871, 1879гг.), Е.А. Покровский (1871, 1886, 1887, 1892, 1895гг.), В.К. Магницкий (1873, 1888гг.), В. Бехтерев (1880), С.К. Кузнецов (1879, 1887 гг.), Г.Н. Потанин (1881г.), М.Н. Хангалов (1861г.), В.П. Шейн (1898-1900гг.) и др. Большое количество авторов (часто безизвестных) осуществляло публикации записанных ими в народе игр через журналы "Живая старина", "Этнографическое обозрение", "Сын отечества", "Учитель", "Звёздочка", "Знание" и др., "Записки Русского географического общества", газеты многих губерний России ("Московские губернские ведомости" и т.д.).

Одновременно проводился педагогический отбор, обработка и пропаганда игровых форм, наиболее  пригодных для воспитания. Этим успешно занимались В.И. Даль, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, а также П.Н. Бокин, В. Висковатов, И.Я. Герд, Е.М. Дементьев, Я.И. Душечкин, А. Скотак, Н. Филитис и др. К началу XXв. Насчитывалось не менее 100 сборников игр только на русском языке. Записи и обработку игр народов России продолжили А.Е. Бурцев, В.К. Добровольский, Д.К. Зеленин, П.И. Иванов, Ф.Я. Кон, А.А. Мелков, А.В. Потанин, И.Н. Смирнов, В.Н. Харузина и др.

Подлинными энтузиастами широкого распространения игр среди населения, устроителями игровых площадок, клубов, курсов по подготовке организаторов игр выступали такие прогрессивные педагоги и общественные деятели как П.Ф.Лесгафт, СД.Щацкий, И.Я.Герд, А.М.Зеленко, М.В.Лейиина, Н.С.Филитис, В.Г. Марц и др. Однако эта подвижническая деятельность на встречала должной поддержит. Напротив, шло массированное наступление коммерческих форм развлечений и спорта, мало доступных тогда массам трудящихся. С тревогой и болью писали многие деятели культуры и педагоги о вытеснении народной игры и игрушки, разрушении традиционной народной культуры.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Народные игры как традиционное явление культуры . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Народные игры и литература

Следующее сочинение из данной рубрики: Имру-уль-Кайс

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Народные игры как традиционное явление культуры.