Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В

В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, “угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа” (по меткому определению Герцена). Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, могут покупать и продавать их, как вещи.

“Дубиноголовая” Коробочка, боясь продешевить при продаже мертвых душ, сетует гостю: “… никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живыхто я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую...”. Крестьяне обязаны выполнять все прихоти своих господ.

Перед сном Коробочка спрашивает у Чичикова: “Может, ты привык, отец мой, чтобы ктонибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал”. “Широта натуры” Ноздрева губительно отзывается, прежде всего, на крепостных.

Труд их обесценен. Все, что выращено трудом и потом крестьян и продано на ярмарке “по самой выгоднейшей цене”, помещик спустил за несколько дней. С гордостью говорит об этом Чичикову: “Поздравь: продулся в пух!” Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, вспышек протеста, представляет автор во время размышления Чичикова над списком приобретенных им мертвых душ. Читая имена крестьян, герой, вздохнувши, произнес: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?

” Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом. Не менее интересен образ сапожника Максима Телятникова, обучавшегося у немца и не сумевшего организовать собственного дела. Видно, спился, валялся пьяным на улице, приговаривая: “Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают”. Григорий Доезжайнедоедешь промышлял извозом, отрекся от дому и отдал душу богу гденибудь на дороге.

В душе закрепощенного народа живет стремление к свободе. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, “мрут, как мухи”, бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков заключает: “Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые… по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?

” Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жизнь в тюрьмах возвращению в имение своего барина. Абакум Фыров ушел в бурлаки и тянет лямку под заунывную песню. Гоголь рассказывает и о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей. Это ярко показано в эпизодах убийства заседателя Дробяжкина. Вместе с тем Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом.

Она проявляется в талантливости, в трудолюбии, энергии русского человека, в его способности не падать духом при любых обстоятельствах. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники говорят: “Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”. В одном из лирических отступлений Гоголь говорит о меткости, выразительности русского слова, о “живом и бойком русском уме”. Гоголь в своей поэме показал Русь с ее трудолюбивым и стойким народом, в котором сокрыты неисчерпаемые силы, и выразил веру в светлое будущее народа и, родины.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В.