Мое отношение к Чацкому и Молчалину

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.

Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел "самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности", как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.

Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - рушатся его надежды на личное счастье.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема "ума" в грибоедовское время была весьма злободневной, и "ум" понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием "умный" связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких "умников" оборачивалась в глазах обывателей "безумием", "горем от ума". Пример тому - объявление сумасшедшим Чаадаева.

Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем "своим", что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.

У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. "Умеренность и аккуратность" - вот два "таланта", которые он ставит себе в заслугу.

Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: "Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?" Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего "сужденья произнесть", потому что в чинах он небольших, поэтому "надобно ж зависеть от других".

Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем - весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел "три награжденья получить", стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: "Молчалин... замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди..."

Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?

Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.

Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.

Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних "теплых местечках" находилось больше достойных людей.

Два характера, два типа поведения, два жизненных пути... Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, «болеют болезнью века»: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и «язвы» современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, - пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.

Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова «Горе от ума», с образом лишнего человека.

Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают «странным», а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то «в озлобленной <...> мысли» Чацкого «слышится здоровый позыв к делу...». «Он чувствует, чем недоволен», ибо его идеал жизни вполне определен: «свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество». Активное же противостояние Чацкого тем, «чья вражда к свободной жизни ньлримирима», позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни - «служить делу», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин», «в науки вперить ум, алчущий познаний». Желание героя - приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.

Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Мое отношение к Чацкому и Молчалину . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Мои размышления над страницами комедии Горе от ума

Следующее сочинение из данной рубрики: Своеобразие гоголевского смеха

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Мое отношение к Чацкому и Молчалину.