Мировая литература глазами украинских писателей

Принципиально важным является введение в учебник двух эксклюзивных рубрик, при первой встрече с которыми ученики ознакомятся с их визитками. Учебник специально спланирован таким образом, что в «Приглашении в путешествие» очерчены лишь его важнейшие ориентиры, а не раскрыты все направления. На первом уроке пятиклассника не следует нагружать детализированной информацией о разветвленной структуре пособия. Значительно эффективнее может быть тактика постепенного открытия тайн.

Одна из новых рубрик имеет название «Мировая литература глазами украинских писателей». Именно благодаря ей ученики узнают, что выдающиеся украинские мастера слова всегда стремились рассказать читателям о достижениях мировой изящной словесности. В их творческом наследии немало стихов, посвященных зарубежным писателям, произведениям разных национальных литератур, выражений о значении лучших образцов мировой литературы для развития человечества. Эта рубрика, — маленький, но, на наш взгляд, важный шаг к осознанию роли переводной литературы как могущественного фактора в духовном прогрессе украинского народа. Вообще же, взаимосвязанному изучению зарубежной и украинской литератур в учебнике уделено особое место, материалы относительно реализации межпредметных связей пронизывают все его структурные компоненты. Вторая новая рубрика — «Литературными уголками планеты». Ее цель - представить ученикам самые прославленные памятные места, сохраненные или созданные в знак большого уважения к шедеврам литературы и ее создателям. Это и музеи, и памятники писателям, и скульптурные изображения литературных героев. Зачем ученикам знать об этих своеобразных культурных островках, которые являются гордостью целых наций? В наше практическое время, когда, к сожалению, много кто из старшеклассников пренебрегает литературой как предметом, который «не понадобится» в дальнейшей жизни, необходимо еще с 5 класса вести работу, направленную на осознание учениками важности переводной литературы для формирования гармоничной личности, ее значение для полноценного развития общества. Именно поэтому уже младшим подросткам предлагаем задуматься: почему разные народы с большим уважением сохраняют памятные места, связанные с фольклором и литературой.

Завершить работу учебного года помогут страницы под названием «Подводим итоги путешествия», цель которых — не просто оглянуться на пройденное, а подвести учеников к мысли, что конец 5 класса — это лишь небольшая остановка на пути творческого читателя, а впереди — новые открытия и читательские победы.

Процесс создания учебника продолжается.

Постепенно в течение последних 20 лет на кафедре методики преподавания мировой литературы Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова сложилась довольно распространенная методическая школа «Теория и технология преподавания зарубежной литературы».

Сегодня ее представляют 2 доктора педагогических наук, 15 кандидатов педагогических наук по специальности теория и методика обучения (зарубежной литературы), а также многочисленная когорта учителей из разных регионов Украины.

Указанные достижения в области педагогической науки обусловлены продуктивной педагогической и научной деятельностью докторантуры и аспирантуры, которые плодотворно работают при кафедре с 1985 года. Сегодня здесь результативно проводят свои исследования много докторантов и аспирантов.

С 1990 г. авторская школа профессора Л. Мирошниченко официально признана ученым советом НПУ имени М. П. Драгоманова. Научная концепция ученого формировалась в пределах киевской, московской и ленинградской методических школ.

Среди новаторских идей, которые разрабатывались представителями школы уже в первые годы ее существования, можно назвать те, которые касаются общих проблем в изучении украинской, русской и зарубежной литератур. Они воплощены, в частности, в исследованиях О. Куцевол «Особенности изучения эпиграфовых произведений», О. Исаевой «Формирование мировоззрения старшеклассников при изучении художественного произведения», О. Орловой «Специфика изучения лирических произведений».

Спектр проблем для изучения обогащался, и значительная часть новых направлений отечественных методических исследований начала формироваться с введением курса «Зарубежная литература» в учебные программы средних учебных заведений (1992). Ведь Украина была первым в мире государством, которое внедрило предмет, который открывал возможности ученикам средних общеобразовательных учреждений овладевать наилучшими достижениями мирового писательства. С пересмотром Концепции литературного образования в Украине процесс корректирования методических идей школы Л. Мирошниченко сохраняет внутренний потенциал. А это означает, что каждое нововведение в современной философии образования не остается без внимания ученых, которые стремятся оптимизировать, по утверждению Д. Наливайко, развитие тех предметов, которые расширяют горизонты мировоззрения нашей молодежи, разрабатывать такие технологии обучения зарубежному искусству слова, которые дают возможность в наибольшей мере удовлетворять потребности учеников при условии новой культурной, политической, идеологической, общественной, социальной ситуации.

Подтверждением этого является появление исследований, каждое из которых можно назвать новаторским в отечественной методике. Например, диссертации А. Мартинец «Формирование понятия «национального образа-персонажа» на уроках зарубежной литературы», Л. Удовиченко «Особенности изучения христианских образов зарубежной литературы в общеобразовательной школе», Ж. Клименко «Взаимосвязанное изучение зарубежной и украинской литературы в 5-8 классах общеобразовательной школы», Т. Матюшкиной «Использование логических схем-конспектов как средство повышения эффективности изучения зарубежной литературы», А. Витченко «Усовершенствование литературного развития школьников средствами театрального искусства», Ю. Дишлюк «Формирование ораторских умений в процессе изучения зарубежной литературы» и т. п.

Рядом с проблемами обеспечения учебного процесса в средних общеобразовательных школах появилась магистральная проблема профессиональной подготовки учителя зарубежной литературы в высшем учебном заведении. Усилие основателя школы было направлено на формирование профессиональной готовности студентов-филологов к преподаванию мировой литературы. Как следствие - появился учебник для студентов со специальности «Зарубежная литература», что стало знаковым событием в истории становления не только авторской школы, а и развития отечественной методической науки. В этом издании сформулирована такая научная концепция: эффективность процесса формирования профессиональной готовности студентов-филологов к преподаванию мировой литературы зависит от соответствия разработанной методической системы научно-теоретического и практического обучения требованиям преподавания школьной дисциплины «Зарубежная литература». Сложность и своеобразность этого процесса состоят в том, что профессиональная деятельность учителя мировой литературы характеризуется многогранностью, которая нуждается в разнообразных методах, приемах и формах научно-теоретической и практической подготовки.

Концепция учитывает основные положения современной методологии и основана на действенном и системном подходах. Разные аспекты проблемы научно-теоретического и практического обеспечения процесса изучения зарубежной литературы разрабатываются с учетом магистральных концептуальных положений.

Результаты исследований, которые проводятся в пределах научной школы, легли в основу формирования таких научных концепций:

- технология развития читательской деятельности старшеклассников является продуктивной при условиях учета специфики чтения как вида эстетичной рецепции, внедрение компьютерных технологий обучения, применение интерактивных видов и форм работы, организации исследовательской деятельности (О. Исаева);

— теория и технология изучения переведенных художественных произведений в старших классах общеобразовательных школ должны учитывать специфику художественного перевода, раскрытие феномена инокультурности, внедрение в практику преподавания элементов сравнения оригинала и перевода (Ж. Клименко);

—эффективность технологии изучения образов-персонажей в школьном курсе зарубежной литературы старшей школы обеспечивается внедрением специальных групп учебных задач на разных этапах восприятия, анализа и интерпретации образов-персонажей с учетом контекста, разных аспектов, специфики литературного направления (Л. Удовиченко);

—теория и технология литературного образования будущих учителей мировой литературы (В. Бабенко);

—теория и технология подготовки будущих учителей литературы к научно-исследовательской и инновационной деятельности (О. Костюк);

—теория и практика формирования профессиональной готовности будущих учителей зарубежной литературы к организации читательской деятельности учеников (Т. Табунщик);

—теория и технология изучения мировой драматургии в курсе «Зарубежная литература» (А. Витченко).

Эти направления не исчерпывают всех теоретических поисков методической школы. Они представлены работами ученых, позиция которых имеет самоценное значение и творчески обогатила методику изучения зарубежной литературы. Аргументом относительно выбора определенных направлений работы являются стремления ученых через посредничество зарубежной литературы приобщать молодое поколение к сокровищам духовной культуры человечества, оказывать содействие общегосударственной интеграции Украины в мировое культурное пространство, интенсифицировать процесс развития национальной литературы и культуры.

Достоверность результатов научных поисков подтверждается продолжением изучения аспектов методики и разработкой новых. Это отражается на кандидатских диссертациях, которые готовятся на кафедре: А. Мельник «Литературное развитие учеников 5-7 классов в процессе учебно-игровой деятельности»; А. Нагорная «Методика применения философских источников в процессе изучения зарубежной литературы (9-11 классы)»; Ю. Глебова «Методика использования наглядности в процессе формирования теоретико-литературных понятий у учеников 5-8 классов на уроках зарубежной литературы»; О. Демьяненко «Системный подход к развитию творческой личности учеников в процессе изучения зарубежной литературы (5-8 классы)»; О. Бицко «Методика изучения произведений восточной литературы в общеобразовательной школе»; И. Волынец «Методика использования материалов литературного краеведения в процессе изучения зарубежной литературы»; К. Тараник-Ткачук «Методика применения стилистического анализа художественного произведения в процессе изучения зарубежной литературы»; В. Сова «Методика применения исторических источников в процессе изучения зарубежной литературы».

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Мировая литература глазами украинских писателей . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Урок внеклассного чтения – урок на тему «В стране Уолта Диснея»

Следующее сочинение из данной рубрики: Тип урока

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Мировая литература глазами украинских писателей.