Методы, научного познания

Механистическая картина мира основывалась на следующих принципах: 1) связь теории с практикой; 2) использование математи¬ки; 3) эксперимент реальный и мысленный; 4) критический анализ и проверка данных; 5) главный вопрос: как, а не почему; 6) нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость тра¬екторий).

Но XIX в. пришел к парадоксальному выводу: «Если бы мир был гигантской машиной, — провозгласила термодинамика, — то та¬кая машина неизбежно должна была бы остановиться, т. к. запас полезной энергии рано или поздно был бы исчерпан». Затем пришел

Дарвин со своей теорией эволюции и произошел сдвиг интереса от физики в сторону биологии.

Главный результат современного естествознания, по Гейзенбергу, в том, что оно разрушило неподвижную систему понятий XIX в. и усилило интерес к античной предшественнице науки — фило¬софской рациональности Аристотеля. «Одним из главных источни¬ков аристотелевского мышления явилось наблюдение эмбриональ¬ного развития — высокоорганизованного процесса, в котором взаи¬мосвязанные, хотя и внешне независимые события происходят, как бы подчиняясь единому глобальному плану. Подобно развивающе¬муся зародышу, вся аристотелевская природа построена на конеч¬ных причинах. Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности. В этой сущности, которая в применении к живому есть в одно и то же время его окончательная, формальная и действующая причина, — ключ к пониманию природы» (И. Приго-жин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса.- С. 83-84). «Рождение современ¬ной науки — столкновение между последователями Аристотеля и Галилея — есть столкновение между двумя формами рационально¬сти» (Там же.-С. 84).

Итак, можно выделить три картины мира: сущностную пред-научную, механистическую, эволюционную. В современной естест¬веннонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой кар¬тине присутствует человек и его мысль. Она эволюционна и необра¬тима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.

 

Список литературы

 

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Методы, научного познания . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Жизненный путь Исаака Ньютона

Следующее сочинение из данной рубрики: Логические закономерности развития науки

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Методы, научного познания.