Литературное творчество Набокова

Родился Набоков 22 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Отец — из старинного дворянского рода, известный  правовед, один из лидеров кадетской партии, принимал  участие в первом составе Временного правительства. Мать  принадлежала к известному аристократическому роду Рукавишниковых.  Набоков получил прекрасное домашнее образование.  Он знал в совершенстве несколько языков; увлекался теннисом, велосипедом, шахматами, затем — особенно страстно и на всю жизнь — энтомологией, продолжив образование в престижном Тенишевском училище.  После революции Набоковы оказались в Крыму, затем  с 1919 года для будущего писателя началась пожизненная  пора эмиграции.

Владимир Набоков учился в Англии, в   знаменитом Кембриджском университете, после его окончания поселяется в Берлине.  С начала 20-х годов молодой Набоков под псевдонимом Сирин публикует в эмигрантской печати свои стихи,  перевод книги Кэрролла «Алиса в стране чудес», а затем и  романы, которые вызывают яростные споры и взаимоисключающие мнения русской критики и собратьев по перу.  Открыв цикл своих романов книгой «Машенька» (1926),  Набоков из года в год совершенствует свою прозу и достигает подлинного мастерства в «Подвиге» (1932), «Приглашении на казнь» (1938) и других романах. В Германии,  охваченной нацистским безумием, жизнь становится невыносимой, и писатель с большим трудом уезжает сначала во  Францию (в Г937 году), затем в 1940 году в США, а с 1959  года живет в Швейцарии. 

В первые годы жизни в Америке писатель порой доходил до отчаяния, перебиваясь случайной работой, но терпеливо и целеустремленно строил свой «американский  дом», заводил полезные знакомства в «Нью-Йорке» и других престижных журналах, никогда не унижаясь и твердо  отстаивая свои интересы. В сущности, он всегда знал, чего  он хочет, и решительно шел к своей цели.  Позднее Набоков читал лекции по русской и европейской литературе в Уэльском колледже и Корнуэлльском  университете, выпустил ряд специальных исследований,  эссе, комментариев.

В то же время он продолжает много  писать. Его прекрасная книга «Другие берега» (1954) не  проходит незамеченной, однако скандал, разразившийся  вокруг романа «Лолита» (1955), объявленного цензурой  «порнографическим», парадоксальным образом превращает Набокова в писателя с мировым именем. В 1964 году  Набоков издает свой англоязычный перевод «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, снабдив его пространными комментариями, а в 1969 году печатает роман «Ада», вызвавший  огромный успех.  Из талантливого русского прозаика, развившегося  после революции за пределами России, Набоков превратился в американского писателя.  Набоков оставил после себя огромное наследие. На  русском языке им было написано восемь романов, несколько десятков рассказов (сборники «Возвращение  Чорба», 1930; «Соглядатай», 1938; «Весна в Фиальте», 1956),  сотни стихотворений, ряд пьес («Смерть», «Изобретение  Вальса» и др.). К этому нужно добавить обширное англоязычное творчество (с 1940 года) — романы «Истинная  жизнь Себастиана Найта», «Под знаком незаконнорожденных», «Пнин», «Ада», «Бледный огонь», «Лолита», «Прозрачные вещи» (1972), «Взгляни на Арлекинов!» (1974).  Наиболее «русский» из романов Набокова, конечно,  первый — «Машенька».

Но читателя охватывает все же  особая атмосфера, воздух некой странности, призрачности  бытия.  Реальность и иллюзорность еще лишь слегка размыты,  вещий мир и ощущения попеременно торжествуют друг над  другом, не выводя победителя. Но медленное и едва ли не  маниакальное воспоминание о чем-то, что невозможно  вспомнить (словно после вынужденного пробуждения),  преследует героя. И, пожалуй, самая характерная черта,  свойственная всем проходным героям Набокова, — их  максимальный эгоизм, нежелание считаться с другими. 

Ганин жалеет не Машеньку и их любовь: он жалеет себя,  того себя, которого не вернешь, как не вернешь молодости  и России. И реальная Машенька, как не без оснований  страшится он, жена тусклого и антипатичного соседа по  пансионату Алферова, своим «вульгарным» появлением  убьет хрупкое прошлое. 

В другом романе писатель удачно совместил предмет  изображения со своим методом: «Защита Лужина» (1929) в  значительной степени выросла из увлечения молодого Набокова шахматами и, главным образом, — шахматной  композицией. «В этом творчестве, — говорит он об искусстве составления шахматных задач, — есть точки сопряжения с сочинительством». Особенностью сюжетных сплетений в «Защите Лужина» есть обратный мат, поставленный  самому себе героем — гением шахмат и изгоем обыденности.  Все это изложено в предисловии, которое написал в  1964 году сам Набоков для американского и английского  изданий: «Русское заглавие этого романа «Защита Лужина»:  оно относится к шахматной защите, будто бы придуманной  моим героем... Сочинять книгу было нелегко, но мне  доставляло большое удовольствие пользоваться теми или  другими образами и положениями, дабы ввести роковое  предначертание в жизни Лужина и придать очертанию сада,  поездки, череды обиходных событий подобие тонко-замысловатой игры, а в конечных главах настоящей шахматной атаки, разрушающей до основания душевное здоровье  моего бедного героя».  Здесь говорится о структуре, формостроении.

В содержании же «Защиты Лужина» легко открывается ее близость  едва ли не всем набоковским романам. Она в безысходном,  трагическом столкновении героя-одиночки, наделенного  одновременно душевной «странностью» и неким возвышенным даром, с «толпой», «обывателями», грубым и тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром. В  столкновении, от которого защиты нет.  В романах Набокова, в частности в «Приглашении на  казнь», читатель сталкивается с одной и той же просвечивающей сквозь изощренный стиль схемой. Тип «непонятого обывателями гения», гонимого, одинокого, страдающего  (а на деле зачастую глумящегося над «толпой»), стал очень  популярным.

 Набоковские герои словно бы отражаются друг в друге,  различаясь лишь степенью своего одиночества: так, в молодом одаренном литераторе Годунове-Чердынцеве  («Дар»), неряшливом в быту, рассеянном, чудаковатом, не  любимом ни обывателями, ни вещами, читатель разгадает  все того же Лужина, только без его крайней болезненности,  а одиночество Цинцинната Ц. — если убрать фантастические декорации — напоминает неприкаянность вполне реального Ганина в «Машеньке». И замыкает этот ряд Гум-  берт («Лолита»), такой же одинокий и противостоящей  пошлой «толпе», но наделенный уже «даром» эротического  свойства.  Набоков — писатель-интеллигент, превыше всего ставящий игру воображения, ума, фантазии.

Вопросы, которые волнуют сегодня человечество — судьба интеллекта,  одиночество и свобода, личность и государственный строй,  любовь и безнадежность, — он преломляет в своем, особенном, ярком метафорическом слове. Стилистическая  изощренность и виртуозность Набокова резко выделяет его  в традиционной литературе. 

«Зачем я вообще пишу? — размышлял Набоков. —  Чтобы получать удовольствие, чтобы преодолевать трудности. Я не преследую при этом никаких социальных  целей, не внушаю никаких моральных уроков... Я просто  люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными  решениями». 

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Литературное творчество Набокова . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Природа в произведениях Паустовского

Следующее сочинение из данной рубрики: Герой поэмы Лермонтова «Мцыри»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Литературное творчество Набокова.