Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский” – Часть 36

Начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

Глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

Уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

Качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:

Работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);

Работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;

Работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.

Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.

На наиболее ответственном этапе обучения (по завершении 9 класса) работы, проверяющие начитанность и глубину освоения литературного произведения, могут предшествовать экзаменационной аттестации, выявляя возможность допуска к экзаменам.

В таком случае на самом экзамене учащимся должны быть предложены работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы. При этом учащиеся могут выбирать задания, соответствующие требованиям обязательного или повышенного уровня.

Работы первого типа проверяют, как учащиеся знакомы с произведениями обязательного круга чтения; могут проводиться в конце 7, 8, 9 классов.

Каждая из работ проверяет знание только тех произведений, которые предназначены для чтения и изучения. В редких случаях работы обращены к произведениям более широкого круга чтения.

Работы второго типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они имеют комплексный характер и соответствуют той аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы и предусмотрена требованиями к их учебной подготовке.

Учащимся предлагается фрагмент изученного произведения, на основании которого проверяются:

А) знания об этом произведении;

Б) умение анализировать художественный текст.

Такая работа как бы моделирует ту деятельность учащихся по анализу и оценке произведения, которая формируется в процессе обучения.

Вопросы первой группы (а) проверяют знание авторства, названия произведения, места фрагмента в нем. Вопросы второй группы (б) проверяют умение анализировать предложенный текст произведения, объясняя роль художественных средств изображения, мотивы поведения героев, общий смысл фрагмента как части целого.

Работа считается выполненной, если учащийся верно ответил на каждый вопрос первой группы (а) и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения героев и общего смысла фрагмента (б).

Работы третьего типа направлены на проверку уровня развития речи школьников в процессе изучения литературы, который может быть проверен:

По итогам обучения в 10 классе: изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании;

По итогам обучения в 11 классе: сочинение разных жанров и форм на материале литературных произведений;

Речевая грамотность учащихся проверяется и оценивается по нормам, действующим в курсе русского языка.

Поскольку задания можно считать приблизительно равными по сложности и значимости, общую оценку за всю работу можно выводить как сумму верно выполненных отдельных заданий.

Удовлетворительным («З», «зачет») можно признать результат, равный выполнению 70% предложенных заданий,

Хорошим («4») — 85%,

Отличным («5») — более 90% заданий.

Работа считается выполненной («З», «зачет»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысл фрагмента, указав на связь его с проблематикой всего произведения. Это тот минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствуете понимании учащимся героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нем.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение работы, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображенного (героев, событий, картин жизни и пр.) в тесной связи с проблематикой всего произведения, с авторским замыслом, воплощенным в нем. При таком выполнении работы важно, что учащийся понимает художественные особенности, присущие только этому произведению, этому автору, например внутренний монолог у Л. Н. Толстого, художественная деталь у А. П. Чехова. Важно также, что ученик понимает и истолковывает связь содержания фрагмента с одной из проблем произведения или указывает на место фрагмента в композиции.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание фрагмента в единстве раскрываемых в нем проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции, которой определяется и изображенное, и средства его воплощения. Работы такого уровня приближаются к пониманию художественного мира автора.

Орфографические и пунктуационные ошибки отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются. Если количество этих ошибок превышает положенную норму и затемняет смысл сказанного, то работа считается невыполненной. Если эти ошибки искажают смысл одного из тезисов, развиваемых автором, то оценка снижается на один балл.

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (68 часов)

Учебник-хрестоматия под редакцией В. Я. Коровиной

№№

П\пПрограммный материал

Колич. часов

Дата

1. Введение. Писатели о роли книги в жизни

человека и общества. Книга и ее компоненты.

1

2-3. Мифы (2).

1.Мифы и мифология.

2.Славянские мифы. Мифы о сотворении мира.

2

4. Устное народное творчество (6)

Что такое фольклор? Фольклорные жанры.

1

5. Сказка – вид народной прозы. Виды сказок.

Сказители.

1

6. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».Сюжет и

художественный мир сказки.

1

7. Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

1

8. Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки. Жанр

сказки.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский” – Часть 36.




загрузка...