Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.
Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;
2. дать понятие ритма;
3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание? Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами. Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р.Гамзатов: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе ,поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. (На данном уроке каждый является не собой, а поэтом). Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.

Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству.

Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Прозаическая Стихотворная речь
речь
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
• Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
Тайна вторая: стихотворная речь.
III Знакомство с ритмом.

• А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)
• В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
• Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
В стихе это ударный и безударный слоги.
• Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.
IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

• Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
• Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
• Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
• Виды рифмы.
- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.

• Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

Выразительное чтение.
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
VI Поэтическая мастерская (работа в группах)
- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.
- Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.
VII Итог занятия.
• О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?
VII Рефлексия.
- А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.
Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам.

Двадцать с лишним лет- немного,
Ясно всем давно,
Если сердце педагога
Школе отдано.

Важно обладать талантом,
Чтоб детей учить:
И певцом, и музыкантом
Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,
Что тут говорить:
Не картину, не скульптуру-
Душу сотворить!

Надо всю трудоспособность
И талант привлечь,
Чтобы нам в глазах ребёнка
Искорку зажечь.

Нам на всех всегда хватает
Ласки и любви.
Всем ребятам отворяем
Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,
Но душа поёт!
Вот тогда твоя работа
На «ура» идёт.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Тема урока: «Развитие физических качеств

Следующее сочинение из данной рубрики: Конспект урока. Громакова Л.Н. Физика 8 класс. Тема «Тепловые явления»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма.




загрузка...