Личность и народ в повести «Тарас Бульба»

В 1835 году были опубликованы две книги Н.В.Гоголя — «Миргород» и «Арабески», с которых начался путь  писателя-реалиста.  Повести, составившие «Миргород», тематически очень  самостоятельны, что сказалось и в их жанрах: героическая  эпопея «Тарас Бульба» и нравоописательная повесть об  Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. Но мысль автора едина: мысль о противоположных возможностях человеческого духа, о счастье жить по законам высокого  долга, объединяющего людей, и несчастье, нелепости, бессмысленности пустопорожнего существования, разъединяющего людей. Повести изобразили по существу совершенно противоположные результаты развития человека:  духовность и бездуховность.

Вопрос был поставлен остро,  что говорило о страстном желании Гоголя видеть общество  свободным от подобных несоответствий.  «Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам» называл Белинский повесть «Тарас Бульба». В ней  выражен идеал художника, мечтавшего о духовной нерасторжимости личности и народа, жаждущего национальной  и социальной свободы.

 В ней Гоголь, по словам Белинского, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в  дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее  духовный образ». Характеристика точная и удивительная.  Подлинное чудо искусства: читателя не покидает ощущение, что был на свете исторический прототип Тараса Буль-  бы или просто он сам.  Многие страницы повести, посвященные запорожцам,  особенно батальные сцены, овеяны духом народных песен  о подвигах героев, а образ Тараса Бульбы тесно связан с  преданиями о русских богатырях. Благородный романтизм  писателя не уводит от действительной жизни, а вытекает  из реалистического изображения ее, ярким светом озаряет  живую действительность, возвышает в ней то, что навеки  останется в народной памяти и что достойно бессмертия. 

Образы Годлевских запорожцев Тараса и Остапа далеки от нас и по времени, и по многим особенностям  характеров и быта, но они живы для нас в основной своей  сущности. Они учат пламенной, самоотверженной любви  к родине, товарищеской верности и чести, мужеству и  стойкости. А история Остапа и Андрия, сравнение их  характеров и поступков показывает, как ценится жизнь  человека, воодушевленного высокой благородной целью, и  что происходит с людьми, у которых нет чести и любви к  родине, чем отличаются настоящее мужество и подлинная  отвага от показного удальства, прикрывающего низкие  черты характера человека, способного на подлость, предательство, измену родине. 

В этом дорогом для писателя произведении (работа над  ним продолжалась после первой публикации еще семь лет)  единство составляют художественный историзм и художественный психологизм. В образе Тараса Бульбы господствует одна психологическая черта — всепоглощающая  верность общему делу, которому отдаются все душевные и  физические силы фольклорного богатыря.

И одновременно с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное  отношение к своим боевым сподвижникам. Поражает удивительная цельность характера героя: пронзительные слова  любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему  Остапу, интонация библейского приговора другому сыну,  Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной  полячке для Тараса не могла стать оправданием измены  отчизне. Во всем этом ощущается подлинная психологическая достоверность.

 «Породниться родством по душе, а  не по крови» — этот моральный принцип старого казака  Тараса имел для Гоголя огромное значение.  Вместе с тем ощущается нравственно-социальная утопия Гоголя, вера в жизнь, свободную от неравенства, без  господ и слуг, в некую «своевольную республику», исключающую наветы, воровство, безделье и иные человеческие  пороки.  Но огромная заслуга Гоголя заключалась в том, что он  рассказал правду о народной борьбе с захватчиками за  независимость своего отечества.

«Да разве найдутся на  свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила  русскую силу?». Эти слова относятся не только к Тарасу  Бульбе, но и ко всему содержанию произведения. Эти слова  сильнее всего выразили любовь писателя к своему народу  и к отчизне. В них заключена и основная мысль произведения, его идейный смысл: нет такой силы, которая могла  бы победить справедливый гнев народа, его могущество,  когда он защищает свою родину. 

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Личность и народ в повести «Тарас Бульба» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: «Империя ангелов» Бернарда Вербера мировой бестселлер

Следующее сочинение из данной рубрики: Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Личность и народ в повести «Тарас Бульба».