Константин Ковалев-Случевский. Последний путь Ивана Шмелева – Часть 2

Стоит сказать и о том, что в издательстве Сретенского монастыря в Москве вышла в свет уникальная книга «Мой дядя Ваня», куда вошли воспоминания о писателе, его письма к любимому племяннику Ивистиону Андреевичу.

Некоторое время спустя поклонники творчества писателя собрались у московского дома рядом с Полянкой, где жил писатель и сохранилось даже посаженное им дерево. Здесь мы открыли памятную доску.

Живое слово Шмелева

Поразительно, насколько современным оказывается сегодня Шмелев в своих оценках человеческой психологии, в своем понимании и проникновении в душу русского человека. Судьба уготовила ему нелегкий жизненный путь. Он жил на переломе исторических эпох, и хотя сегодня мы не переживаем братоубийственных войн и глобальных революций, но как эти времена схожи по своей сути.

Выходец из типичной замоскворецкой купеческой семьи, Шмелев познал быт простого народа с самого детства. Именно это помогло ему уже вдали от родины помнить наизусть стиль речи, словечки и прибаутки коренных жителей средней России.

Писать он стал рано, еще в 1895 году. Сначала неудачно, да так, что бросил это занятие лет на десять. Но позднее, когда в 1912 году он стал вместе с Буниным, Зайцевым и Телешовым пайщиком «Книгоиздательства писателей» в Москве, он даже выпустил собрание сочинений. Наиболее известный его роман этого периода – «Человек из ресторана». Практически это произведение сделало его известным всей России.

Последний, «спокойный» предреволюционный год – 1916 – ознаменован по нашему мнению рассказом «Забавное приключение». Актуальность его сегодня поразительна. Перед нами предстает абсолютно «новый русский» купец-бизнесмен. Он «крутой», ездит на супер дорогом и современном «шестидесятисильном фиате» (как это напоминает «шестисотый мерседес»!), обедает в лучших ресторанах, имеет роскошный особняк и красавицу любовницу, носит «куртку боевого цвета», в пути пользуется «компактным дорожным завтраком» от Елисеева (куда там нынешнему Макдональдсу!). Однако, отправившись далеко от Москвы на автомобиле, он попадает в аварию, начинается страшная гроза и действительность вдруг резко врывается в его размеренную деловую жизнь.

Судьба бизнесмена на некоторое время попадает в руки пьяного лесника, который просто так, из интереса чуть не стреляет в него из ружья. Вот она, классовая несовместимость, вот оно распадение народа на не равные половины, вот оно преддверие страшных революционных бурь!

Дмитрий Михайлович Шаховской рассказал мне во время перелета из Парижа в Москву, что он нашел изданный в середине XX века в Германии рассказ Шмелева «Сладкий мужик». Поразительна идея этого коротенького произведения. Барин решил воспитать детей в любви к русскому простому люду. Для этого он заказал сделать мужика из… сахара. Статую поставили в кабинете у барина, и каждое утро дети должны были заходить к нему и лизать (!) сладкого мужика, проявляя таким образом к нему свою любовь. Через годы, сахарная статуя столь истончилась, что, однажды переломившись, упала и придавила насмерть самого барина, так мечтавшего о взаимной любви.

Это произошло и с самим Шмелевым. Революцию он не принял и уехал жить в Крым. Но беда настигла его и здесь. Большевики пришли в Крым. Расстреляли его сына – русского офицера. Не пережив этого, в 1922 году Шмелев с трудом, через Москву уезжает в изгнание, за рубеж, на всю жизнь.

Уже потом будут многочисленные произведения, такие как «Солнце мертвых» - о зверствах красных в Крыму, «Няня из Москвы» - о перевороте в России, увиденном глазами простой женщины, «Пути небесные» – о воцерковлении атеиста под влиянием православной монахини.

Но венцом его православного миросозерцания стали два больших сочинения: «Лето Господне» (1933), где он с необыкновенной любовью и удивительным языком описал все главные православные праздники, а также «Богомолье» (1935), в котором он внимательно и тонко описывает старинную русскую традицию паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он достиг совершенства и неповторимости в передаче живого русского языка. Таких высот уже, наверное, не достичь литераторам будущего, хотя бы потому, что времена те, да и язык тот - невозвратимы…

И как это ему удалось предвидеть то ощущение, которое возникало, когда предавали русской земле его останки на кладбище Донского монастыря, неподалеку от подлинных барельефов Храма Христа Спасителя. Ведь именно он так проникновенно написал в самых последних строках своего «Лета Господня»: «Я смотрю, крещусь. Улица черна народом… Я знаю: это последнее прощанье, прощанье со всем, что б ы л о… Гроб держат на холстинных полотенцах. Много серебреных священников. Поют невидимые певчие…

Ве-э-эчна-а-я-а па-а-а……а-а-ать…».

2000 г.

//www. kkovalev. ru/shmelev. htm"> kkovalev. ru/Shmelev. htm<

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Константин Ковалев-Случевский. Последний путь Ивана Шмелева – Часть 2 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: «Старосветские помещики” Гоголя – Часть 8

Следующее сочинение из данной рубрики: Идейно-художественное единство «Записок охотника” – Часть 4

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Константин Ковалев-Случевский. Последний путь Ивана Шмелева – Часть 2.