Композиция классицистической комедии

Композиция классицистической комедии состоит из экспозиции, в которой второстепенные персонажи в длинных монологах представляют главных героев, завязки, развития действия, кульминации и развязки, иногда присутствует эпилог и пролог.

В комедии Грибоедова нет пространных монологов, произносимых второстепенными лицами, на сцене сразу появляются участники любовного треугольника: Софья и Молчалин. В экспозиции Софья рассказывает свой сон, который помогает нам понять ее характер. Героиня оказывается хитрой, находчивой девушкой, рассказывающей выдуманный сон, чтобы не только выйти из затруднительного положения (отец застал ее с Мол-чалиным), но и узнать его реакцию на то, если бы она захотела выйти замуж за Молчалива. Сюжет сна напоминает сюжет французских романов, которые любит читать Софья. Лиза в своих высказываниях представляет будущих героев, а также дает им меткие характеристики.

Вот, например, полковник Скалозуб: «И золотой мешок, и метит в генералы». Завязка - появление Чацкого, влюбленного в Софью. Экспозиция общественного конфликта - первый монолог Чацкого, в котором он интересуется у Софьи произошедшими событиями за время его отсутствия. Он, как романтический герой-одиночка, противопоставлен всему фамусовскому обществу. В своих гневных обличительных монологах он клеймит устои этого общества. Но Чацкий не одинок в комедии. У него есть сторонники среди внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является нововведением Грибоедова. К числу представителей «века нынешнего» относится князь Федор, «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, «который «чинов не хочет знать», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи», и та передовая молодежь, от имени которой в своих монологах выступает Чацкий.

Главный герой представитель «века нынешнего», он не приемлет образ жизни отцов, «век покорности и страха».

В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется все общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего житья». Чацкий - патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно. Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы...» и монолог Чацкого «Где, укажите нам, отечества отцы...» являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй. Таким образом, комедия из любовной превращается в комедию политическую.

Кульминация комедии — это бал в доме Фамусова, куда съехались представители московского барства, образ жизни которых клеймит Чацкий в своих монологах. Именно на балу была пущена сплетня о сумасшествии героя. Виновницей этого стала Софья, возлюбленная Чацкого, сказав: «Вот нехотя с ума свела». Она заклеймила Чацкого, а общество вмиг подхватило эту мысль и сделало героя социальным безумцем, потому что другого оружия у них против Чацкого не было. Так косное общество расправилось с передовым человеком.

Развязка комедии трагична. Горе досталось не только Чацкому, но и Софье, которая увидела Молчалива в истинном свете. Спокойствие Фамусова также нарушено, ибо он в страхе восклицает: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»

Чацкий же уезжает, а не погибает, как истинно романтический герой, уезжает, ибо «сломлен количеством старой силы», но он одерживает моральную победу, нанеся удар по устоям фамусовского общества, спокойное, сытое существование которого кончилось. Его мораль осудили, против него восстали.

В своей комедии Грибоедов сохраняет такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Фамусов («:Гатив») -молва. Действительно, он известен в московском обществе и занимает высокое положение в нем. Репетилов («гереЪег») - повторять. Репетилов, являясь в дом к Фамусову, приносит много сплетен и новостей. В комедии много ассоциативных фамилий, таких как Скалозуб, Хлестова, Мол-чалин, Тугоуховский, да и сам Чацкий, прототипом которого послужил Чаадаев, объявленный сумасшедшим за свои вольнолюбивые мысли.

В своей комедии Грибоедов использует принцип типизации, который является основным в реалистическом методе изображения действительности. Все герои комедии типичны, хотя и обладают индивидуальными чертами, присущими только им. Автору хватило одного дня, чтобы показать жизнь не только московского барства начала XIX века, но и всей России. Речь героев комедии индивидуализирована, она служит средством характеристики персонажей. Обилие афоризмов делает пьесу более живой и запоминающейся: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают» и другие.

Драматург заменил почтенный александрийский стих комедии на вольный ямб, приблизив речь героев к естественной речи, что подготовило переход русской драматургии к прозе («Ревизор» Гоголя). Большое количество внесценических персонажей расширяет рамки комедии, выводя ее за рамки фамусовского дома. Тем самым нарушается единство времени и места. Грибоедов, используя драматургические нормы прошлого, объединяя сразу несколько литературных направлений и стилей, создал первую реалистическую комедию в русской литературе, которая поражает нас до сих пор своей новизной и актуальностью.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Композиция классицистической комедии . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Следующее сочинение из данной рубрики: Персонификация образов: характеристика Молчалина и Чацкого

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Композиция классицистической комедии.