Какое складывается у нас представление об Евпатии Коловрате при чтении повести?

Трагическая гибель рязанцев от «сильных полков татарских», опустошение и разорение родной земли — вот что пробудило в сыне Рязанской земли Евпатии Коловрате великую скорбь, гнев и стремление отплатить коварному, не знающему жалости врагу. Любовь к родной земле, поруганной и истерзанной Батыевыми полчищами, дала рязанскому воеводе и его дружинникам могучую силу, мужество и отвагу. Описание боя с Батыевыми полками — центральная часть повести. Былинным богатырем предстает Евпатий на поле боя. Затупившиеся мечи он заменяет татарскими мечами, и врагам кажется, что русских сил прибавилось вдвое, что «мертвые восстали». Устрашился даже сам Батый. Пятерых пленных рязанцев, изнемогавших от ран, он допрашивал сам. Ответы пленников исполнены гордости и мужества: «...посланы мы... тебя, сильного царя, почествовать и с честью, проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чашу на великую силу — рать татарскую...».

Чтобы школьники осознали мужественное самообладание израненных воинов, непримиримую ненависть к врагу, нужно разъяснить их ответ Батыю. «Почествовать и проводить» и «честь воздать» — это все иносказательные выражения. Истинный смысл их такой: мы посланы тебе отомстить, сразиться с тобой насмерть и изгнать с родной земли. Обращаясь к «сильному царю», рязанские воины, умирающие от ран, с горькой насмешкой-просят прощения, что они «не успевают, наливать чашу» ту великую силу татар. Здесь речь идет о «чаше смертной»: слишком велика вражеская рать и слишком мало осталось в живых «удальцов и резвецов» рязанских, чтобы победить захватчиков. Кровавая, смертельная битва в ответе рязанцев представлена как пир, на котором незваных гостей потчуют «чашами смертными».

Чтение и разбор этой части повести дает материал для ответа на первый вопрос 4-го задания учебника, но чтобы хорошо ответить на последующие вопросы того же задания, нужно вернуться к третьей и четвертой частям повести.

Ученики говорят об отваге, мужестве и силе Евпатия Коловрата, о его скорби при виде разоренной земли, о желании отомстить врагу, о преданной и самоотверженной любви к родине, защищая которую он отдал жизнь. Необходимо обратить внимание на то, каким «исполином» выглядит герой во время боя, чем он похож на былинного богатыря. Необыкновенная крепость и сила, воинская доблесть и мужество, подвиги, совершаемые на поле боя во имя спасения родины и защиты родного народа, необычная гибель — все характеризует Евпатия как богатыря.

Пусть дети найдут в тексте строки, рисующие богатырство Евпатия Коловрата, — при этом станет очевидным, что автор повести, стремясь показать величие патриотического подвига своего героя, так же как и творцы былин, широко использовал гиперболы (см. третью, четвертую и пятую части повести): «И бил... Евпатии так нещадно, что мечи притуплялись...»; «Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно...»; «Евпатий же был исполин силою и рассек Хо-стоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал...»; «И навели на него множество орудий для метания камней, стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его...» Гиперболизова-ио и изображение страшного удара русской «дружины малой» по «великой силе» татарской: «...и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные...».

Повествование о подвиге рязанцев заканчивается традиционной для древнерусской повести похвалой погибшим героям, значение и эмоциональная сила которой усугубляется тем, что она произносится заклятыми врагами Русской земли — царем Батыем и его приближенными.

Учащиеся должны запомнить яркие, образные характеристики русских воинов, в которых гиперболизируются мужество, бесстрашие, преданность родине, верность воинскому долгу. «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не боятся они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячею, а два — с тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища...»— говорят татарские  вельможи.

В похвале Евпатию от Батыя снова возникает упоминание о «пире», которым «почествовали» русичи своих врагов: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною...», и выражается восхищение великим богатырством русского воина.

Обобщая наблюдения, сделанные при разборе повести, зададим вопрос: «Какие чувства испытывает автор повести, рассказывая о нашествии Батыя на родную землю?» Важно, чтобы ученики не только назвали эти чувства (гнев на врагов, восхищение мужеством рязанцев, скорбь о их гибели), но и нашли средства их выражения: это и прямо высказанное отношение («царь Батый окаянный», «пошли поганые на город», «зловер-ный царь Батый», «безбожный царь»), это и троекратно повторяющиеся описания «горестных картин» разрушения городов, гибели русских людей («И не осталось во граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего... но все вместе лежали мертвые...», «...и приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую... люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен... и множество народа полегшего»).

Автор говорит о том страдании, которое переживает герой («И вскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем»),— и мы понимаем, что те же чувства испытывает и сам  автор, рассказывая о жестокости Батыевых полчищ.

В описании доблести и отваги Евпатия на поле боя мы ощущаем гордость и восхищение автора воинским подвигом его соотечественников. Автор находит необыкновенно яркие определения для характеристики русских воинов («удальцы и рез-вецы», «крылатые люди», «не боящиеся смерти»), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста приближенных Батыя, мы воспринимаем их как выражение патриотических чувств человека, написавшего о героической борьбе и гибели Евпатия.

Таким образом, мы подводим детей к восприятию патриотического пафоса повести, т. е. ее идеи, и вместе с этим формируем у пятиклассников первые представления об авторе произведения, об «авторском начале» как одном из определяющих признаков письменного художественного творчества.

1 Разрядка наша. Теперь учащимся станет понятным и ответ Соловья Разбойника князю Владимиру: «Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю... Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, да его хочу-то я послушати...» «Обед», о котором говорит Соловей, — это все то же иносказательное название схватки, борьбы, где Соловей оказался побежденным Ильей Муромцем.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Какое складывается у нас представление об Евпатии Коловрате при чтении повести?.