Как заглянуть в тайну художественного мира поэта

Это выстраивание ассоциативных образных цепочек, идущих от каждого из двух "разнополюсных" образов и примыкающих к ним лексических рядов, - помогает нам обнаружить более глубокие слои художественного смысла, заглянуть в тайну художественного мира поэта.

Однако пока открытым остается вопрос: что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти - видимые и подразумеваемые - образы? Для чего противопоставляет он друг другу, казалось бы, равно прекрасные виноград и розы? Что и почему предпочитает он, подводя таким образом жизненные итоги?

Анализируя стихотворение, мы должны мысленно как бы пройти путь, обратный тому, который прошел автор, восстановить цепь его ассоциаций, догадаться, что он испытывал, думал, чувствовал, воображал, когда создавал тот или иной образ, выбирал единственно нужное слово.

Понятно, что одни и те же эмоции радости, наслаждения, страха, печали и т.д. могут быть вызваны множеством разных впечатлений. Соответственно, может возникнуть бесконечное количество ассоциативных связей между предметами и явлениями, соотносимыми друг с другом лишь в воображении данного человека, рожденными лишь его индивидуальными эмоциями. Каждый из нас - неповторимая индивидуальность, каждый выстраивает свой, лишь ему свойственный ряд, - именно поэтому не может быть абсолютно точного, единственно правильного прочтения художественного произведения. Мы привносим, "вчитываем", "вчувствуем" в него что-то свое, подсказанное нашим личным жизненным и эмоциональным опытом. Особенно это касается прочтения классики, отдаленной во времени: мы недостаточно знакомы с реалиями исторического бытия, с особенностями мышления и воображения людей прежних веков. Тем не менее, задача грамотного читателя - максимально приблизиться к авторскому замыслу, к движению авторских ассоциаций, работе его воображения, в конечном счете - к развитию его художественной мысли.

И здесь нам поможет обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным элементам текста - вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т.п. Здесь уже не может быть общего единого "рецепта": каждый текст сам подсказывает нам пути исследования, как бы намекает на значимость той или иной художественной детали. Именно на этом пути нас поджидают самые неожиданные и, может быть, самые интересные открытия.

Попробуем убрать из текста стихотворения "Виноград" "подсказки", почти открыто декларирующие авторскую мысль: "не стану я жалеть о розах" и "мне мил и виноград". Можем ли мы и теперь сказать, что предпочитает поэт, что ближе его душе и сердцу - розы, являющие собой, как мы уже выяснили, образное воплощение весны и молодости, или виноград, несущий в себе мотив мудрой зрелости?

Сопоставление анализируемого стихотворения с другими, аналогичными по тематике произведениями того же автора, - это следующая ступень процесса анализа и интерпретации художественного текста. В данном случае напрашивается сравнение с гораздо более известным, включенным во все программы стихотворением Пушкина "Осень". Оно написано гораздо позже "Винограда" - в 1832 г., и "Виноград", таким образом, является как бы прологом к "Осени", тем "зерном", из которого "Осень" "проросла". Здесь тот же мотив - "времена" жизни, ее последовательный и неостановимый ход; тот же художественный прием - соотнесение человеческой жизни с движением природных ритмов, сменой времен года, причем прием этот применен еще более открыто и символично ("и с каждой осенью я расцветаю вновь"); наконец, та же философская мысль о круговороте и вечности жизни и о неотделимости человека от этого вечного круговорота.

Однако время наложило свой отпечаток на творческое движение поэта, и тот мотив, который в "Винограде" возникал лишь ассоциативно, в "Осени" становится главным: "моя долина злачная", "отрада осени златой" - результат трудов и - в подтексте - творческих усилий (какие же еще могут быть "плоды" жизни поэта?) - здесь перерастают в "полнокровный" образ творчества, возникающий в конце стихотворения как итог размышлений о временах года и этапах жизненного пути: "И руки просятся к перу, перо к бумаге,..". "Стихи", которые "свободно потекут", - вот и цель, и итог бытия, вот смысл жизни поэта - и главное содержание, та самая "идея" стихотворения "Осень", художественно, своей образной системой несомненно связанного с более ранним "Виноградом". И то и другое произведение несет в себе глубинные, сущностные черты художественного мира Пушкина в целом.

Наконец, стихотворение "Виноград" дает возможность подняться еще на одну ступень анализа и постижения многозначного и глубокого смысла текста: рассмотреть его в контексте мировой культуры. В данном случае может оказаться интересным сопоставление этого произведения с одним из явлений культуры восточной, что само по себе очень полезно, так как расширяет культурный диапазон читателя, вводит его в мир культуры малоизвестной и демонстрирует ту самую "всемирную отзывчивость" русской литературы, ее способность впитывать в себя инонациональные влияния и художественно обогащаться за счет этих влияний, о которой говорили еще Белинский и Достоевский.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Как заглянуть в тайну художественного мира поэта . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Саади вечный странник, философ, мудрец

Следующее сочинение из данной рубрики: Технология обучения анализу поэтического текста

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Как заглянуть в тайну художественного мира поэта.