ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” – сочинение по “Разное” Гоголь Н. В

Гоголь — великий писательреалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичьечиновничьей России. В своей поэме «Мертвые души» Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничьебюрократического аппарата, отмирание крепостническофеодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму «Мертвые души» по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века.

В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя — зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора. Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду.

Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательностипо степени деградации своих героев, начиная с Мани' лова и кончая Плюшкиным. Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику.

Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пятьшесть берез «с жиденькими вершинами». Да и в самой деревне нигде не было «растущего деревца или какойнибудь зелени». О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью «соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», или «горки выбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе.

Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: "… Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какуюнибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое".

Здесь он еще чтото хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе". Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена крестьян своих она знает наизусть.

Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все «новое и небывалое» пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы.

Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купляпродажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. Представитель еще одного типа помещиков — Ноздрев.

Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев — непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня.

Среди собак он как «отец родной» среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам. Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его «прорехой на человечестве». Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права.

Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин — «мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его». За 'последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что «народто больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать». Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда.

когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: «На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться.

А между тем в хозяйстве доход собирался попрежнему, попрежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом». Поистине «смех сквозь слезы».

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, «списаны с жизни;». являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когдато умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодальнокрепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество — типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы «Мертвые души». «Поэма потрясла всю Россию» (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” – сочинение по “Разное” Гоголь Н. В.