ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – часть 1

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

(1564—1616)

«Ромео и Джульетта»

Знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта» в 8 классе не только первая встреча с великим драматургом Шекспиром, но и возможность дать учащимся некоторые сведения об эпохе Возрождения. Поэтому можно представить такой вариант изучения темы:

1-й урок. Эпоха Возрождения (краткое слово учителя). Жизнь и творчество Шекспира (совместное сообщение учителя и заранее подготовленных учащихся). Художественный пересказ содержания и инсценирование сцен первого действия трагедии, уроку предшествовали соответствующие опережающие задания.

2-й урок. Аналитическая беседа по материалам сцен трагедии, помещенных в учебной хрестоматии (сцена 2 из второго действия и сцена 5 из третьего действия). Художественный монтаж пересказа и инсценирования последних актов трагедии. Завершающая беседа и итоговое слово учителя.

Примерное содержание вводных пересказов есть в пособии английских писателей Мэри и Чарльза Лембов «Шекспир, рассказанный детям». Конечно, все ученики должны целиком прочитать трагедию, но на уроке можно по примеру Лембов воспроизвести соответствующий материал пересказа:

«В Вероне жили две знатные богатые семьи: Монтекки и Капулетти. Между этими семьями с давних времен существовала вражда, мало-помалу превратившаяся в смертельную ненависть, распространившуюся не только на всех родственников и сторонников, но и на слуг. Однажды синьор Капулетти устроил бал, на котором должны были блистать красавицы Вероны, за исключением, конечно, членов семьи Монтекки. Присутствовала там и Розалина, в которую, судя по его страстным словам, был влюблен сын старого синьора Монтекки Ромео. Несмотря на большой риск, на бал в масках приходят три друга — Ромео, Бенволио и Меркуцио. И на балу Ромео, пораженный обликом Джульетты, узнает: «Так это Капулетти? Я у врага в сетях и пойман в сети». А вслед за этим и Джульетта слышит: «Его зовут Ромео. Он Монтекки, сын нашего заклятого врага».

Это позволит естественным образом подойти к сцене у балкона, которую следует воспроизвести в классе выразительным чтением по ролям. После чтения возможна беседа на основе следующих вопросов и заданий:

— Чем вы объясняете то, что влюбленного, казалось бы, в Розалину Ромео почти мгновенно поражает любовь к Джульетте? Легкомыслие ли это или этому можно дать другое объяснение?

— В чем выразилось преображение Джульетты под воздействием великого чувства? (Она сама подчеркивает неожиданность того, что с ней произошло: «Десятка слов не сказано у нас, а как уже знаком мне этот голос».)

— В каких словах Джульетты впервые возникает тема преодоления извечной феодальной вражды?

— Как отвечает Ромео на вопрос Джульетты: «Кто показал тебе сюда дорогу?»? Соответствует ли его ответ истине? Мотивируйте свой ответ.

— Джульетта признается: «Конечно, я так сильно влюблена, что глупою должна тебе казаться». А какой вам представляется Джульетта в этой сцене? Эта девочка первой почувствовала, что светлый мир, которым она полна, противостоит тому, что Ромео ждет здесь неминуемая смерть, если его найдут ее родные.

— В чем вы видите справедливость слов Джульетты: «Моя любовь без дна»? Между сценой у балкона и сценой 5 третьего действия происходят весьма значительные события. Монах Лоренцо, к которому пришел Ромео с просьбой обвенчать их с Джульеттой в тот же день, был поражен переменой в юноше: ведь он знал о его прежнем увлечении Розалиной. Монах согласился обвенчать их еще и потому, что надеялся примирить Монтекки и Капулетти, если Ромео и Джульетта вступят в брак.

Следует с помощью подготовленных заранее учащихся напомнить классу о грозных событиях, происшедших после венчания молодых героев.

Смертельно раненный Тибальтом Меркуцио трижды (!) повторяет роковые слова: «Чума возьми семейства ваши оба!» Тогда Ромео говорит себе: «Умолкни, доброта!» Джульетта узнает, что Ромео убил ее брата Тибальта, и вначале называет Ромео исчадьем ада с ангельским лицом, но тут же говорит кормилице: «Опомнись! Ромео для позора не рожден». Такова обстановка, при которой происходит сцена 5 третьего действия, фрагмент которой после его чтения в классе предстоит учащимся анализировать:

— В чем смысл спора Ромео и Джульетты о том, чье пение они слышат: соловья или жаворонка?

— Почему в этой сцене так много говорят о смерти? Какие детали этой сцены дают ответ на вопрос Джульетты: «Увидимся ль когда-нибудь мы снова?»?

— В чем, на ваш взгляд, основная причина начавшейся трагедии любви Ромео и Джульетты? В XVII веке в читальном зале библиотеки Оксфордского университета находился экземпляр первого однотомного собрания пьес Шекспира (1623). Раскрыв объемистый фолиант, студенты облокачивались на него. Наиболее потертыми локтями читавших и перечитывавших Шекспира студентов оказываются страницы, где описано последнее свидание Ромео и Джульетты (сцена 5 третьего действия).

— Чем вы объясняете такое внимание современников Шекспира и других читателей к этой сцене?

— Частная ли ссора двух семей стала причиной трагедии? Почему толпа веронцев гневно кричит: «Долой Монтекки вместе с Капулетти!»?

Все учащиеся, конечно, должны самостоятельно прочитать трагедию целиком, что позволит им совместно подвести итог обсуждению пьесы. Заключительные задания и вопросы могут выявить те моменты, которые не видны с первого взгляда.

— Мы привыкли к словам, завершающим трагедию: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Но в оригинале у Шекспира сказано иначе: «Никогда не бывало более печальной повести, чем повесть о Джульетте и ее Ромео». В чем отличие этих двух вариантов? Как вы объясните то, что Шекспир поставил имя Джульетты на первое место?

— Согласны ли вы со словами К. М. Нартова: «Похоже, что Ромео слабее Джульетты... Его страсть прямолинейнее... В поступках своих он менее изобретателен и целеустремлен, разумеется, лишь в сравнении с Джульеттой. Ромео ждет поддержки от монаха Лоренцо, а Джульетта одна, без друга и наставника, находит в себе силы побороть и собственную слабость, и сопротивление окружающих»? Ромео более красноречив в изъяснении чувств. Джульетта же «чуждается прикрас». Мотивируйте свой ответ.

— На каком основании можно утверждать, что Джульетта, быть может, самая любящая из всех известных литературных героинь?

— Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?

— Какие особенности эпохи Возрождения находите вы в трагедии «Ромео и Джульетта»?

— Ненависть в трагедии связана с феодальным прошлым, а с чем связана любовь? Что же победило — любовь или вражда?

(Использованы материалы А. Аникста, А. Бартошевича, Г. Беленького, Г. Бояджиева, М. Морозова, К. Нартова, Б. Турьянской и др.)

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – часть 1 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Стихотворения В. Жуковского. Том девятый… (Стихотворения Жуковский В. А.) – Часть 1

Следующее сочинение из данной рубрики: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 5

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – часть 1.