Из литературы XX века для 5 класса

А.А. Блок. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). «Летний вечер»- умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей- «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имений Шахматово.

Л.Н. .Андреев

Краткие сведения о писателе. «Петька на дане»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; «сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании oбразa героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

И.А. Бунин

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. «Густой зеленый ельник у дороги... »: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменной ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

 

А.И. Куприн

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их
отражение в художественных произведениях А.И.Куприна.
«Детский сад». Цель личная и общественная, отцовская любовь, преданность, честность, смелость — основные нравственные проблемы рассказа. Особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

С.А. Есенин

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. «Ты запой мне ту песню, что прежде... », «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А.П. Платонов

Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. Бажов

Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Е.И. Носов

Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений). Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Ю.В. Сотник

Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Диалог — основная художественная форма рассказа. Образ Бори и пассажиров вагона. Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь.

Развитие речи: сравнительная характеристика, чтение в лицах, наблюдения над особенностями речи персонажей.

Н.А.Заболоцкий

Краткие сведения о писателе. Детские годы. Отношение к книге. Образы природы: «Уступи мне, скворец, уголок...» Поэтическая зоркость, наблюдательность.

Теория литературы: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение (развитие представлений о тропах и их роли в стихотворении).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта.

А.Т. Твардовский

Детские годы поэта, «заветная книга». «Станция Починок»: любовь к родине, малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, отношении к родным.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «Северная береза»;

Е.М. Винокуров. «Прозванье», «У дороги березы, стеною... »; В.И. Белов. «Весенняя ночь».

Из зарубежной литературы

Д.Дефо

Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. Андерсен

Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева»: добро и зло, внешняя и внутренняя красота, гармония, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта; библейский и мифологический мотивы в сказке Андерсена.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизации «Снежной королевы».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. Твен

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. Рони-Старший

Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

Р. Брэдбери

Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день»: мечта и реальность, жизнелюбие, доброта — основные мотивы произведения.

Теория литературы: фантастика и реальность, земное и космическое.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и

о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Стихотворение или отрывок из поэмы

«Орина, мать солдатская».

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок... »

А.Т. Твардовский. «Станция Починок».

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

У строение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм,Ш. Пе рро, Х.К. А н де р сен а (1— 2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

 

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик », «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад».

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Няне», «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор».

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Из литературы XX века для 5 класса . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Рекомендации учителю

Следующее сочинение из данной рубрики: Рабочая программа по литературе в 5 классе

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Из литературы XX века для 5 класса.