ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – Часть 6

Этот материал поможет учителю подготовить вступительное слово к уроку, посвященному циклу Блока о Куликовской битве. Учитель расскажет о том, как Блок приступил к этой теме. Школьники прочитают материалы, предваряющие текст цикла (рассказ о поэте, материалы о Куликовской битве). Все это важно, чтобы сам текст в чтении учителя был глубоко понят и воспринят.

Разумеется, на доске будут и портрет Блока, и, может быть, репродукции картин, на которых изображена Куликовская битва.

Учителю важно тщательно подготовить чтение цикла, так как это непривычный и непростой для восьмиклассников текст. Осмысление прочитанного после чтения — важная сторона урока. Дома школьники еще раз перечитывают цикл, пробуют ответить на вопросы, готовят текст для выразительного чтения в классе.

Следующий урок — чтение учащимися текста, комментирование, анализ прочитанного, оценка и рецензирование прочитанного учащимися и учителем — такой ход уроков по тексту Блока может быть вполне достаточным для ознакомительного чтения цикла в 8 классе.

--------------------------------------------------------------------------------

Из опыта проведения урока по теме «А. А. Блок. «На поле Куликовом» учителя-словесника В. А. Болдиной (Москва).

Тема по изучению цикла стихотворений А. А. Блока «На поле Куликовом» воспринимается учительницей В. А. Болдиной как тема патриотическая. Урок оформляется так: на доске — эпиграф: «Блоку верьте, это — милостию Божией — поэт и соловей бесстрашной искренности» (М. Горький), репродукции картины Бубнова «Утро на Куликовом поле»; на доске — слова: лирика, патриотическая лирика, лирический герой, цикл; портрет А. А. Блока.

Во вступительном слове учительница рассказывает о Блоке, обращает внимание на портрет поэта, даты его жизни, напоминает учащимся о том, какие события в эти годы происходили в России, что поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории. Печать этих лет лежит на всем творчестве великого поэта. Восьмиклассники объясняют эпиграф к уроку.

Одной из вершин творчества Блока явился цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений.

Далее предлагается работа со словарем. Учительница призывает школьников заглянуть в прошлое нашей страны: что мы знаем о Куликовской битве (даты, герои, память о битве в Москве)? Сообщения учащихся, рассматривание репродукции Бубнова и осмысление ее: какие моменты битвы изображены? Кто герои картины?

Затем учитель предлагает послушать, как эта тема звучит у Блока (здесь нет конкретных описаний событий. Есть размышления поэта о прошлом и настоящем Русской земли, о собственном месте в жизни, об ответственности каждого за судьбу Родины). Блок воссоздает картину битвы, запечатлевшую решительную схватку с Мамаевой ордой. Живущее в памяти народа событие для поэта лишь повод, чтобы сказать о настоящем, своем.

Учительница предлагает классу вопросы:

— Найдите строки, которые могли бы стать эпиграфом к циклу («Не может сердце жить покоем...», «Покой нам только снится...»).

— Тем не менее картины покоя в тексте есть. Найдите их.

— Почему эти картины лишь сон?

— Докажите, что «покоя нет» (идет бой, закат в крови, блеск ханской сабли, кровь, пыль, голос рыдающей матери, ночные птицы, темный и зловещий Дон, родина больна... и пр.).

— Почему Блок называет Русь женой? (Единство пути, неразделимость судьбы.)

— Каким вы представляете себе лирического героя цикла? (Стихотворения 1, 2, 3. Воин, готовый жизнь отдать за Родину. Восьмиклассники подтверждают свои ответы текстом.)

— Можно ли сказать, что Блок пишет не только о событиях 1380 года? (Идет вечный бой, нет конца пути, в мире неспокойно.)

— Как в стихотворениях звучат пророческие слова поэта о грядущих переменах?

— Чего требует в связи с этим поэт от современников? (Любви к родине, участия в ее судьбе, ответственности за происходящее, активного вмешательства в события.)

— Какая ассоциация возникает при чтении 3-го стихотворения? (Легенда о матери-заступнице, покровительнице Руси. Предчувствие благополучного исхода грядущих битв.)

Заключительное слово учителя о Блоке, его стихотворениях, о теме родины в его поэзии, об ответственности каждого перед родной страной. Дома школьники снова перечитывают цикл, готовят выразительное чтение наизусть одного из стихотворений цикла.

Отзывы учащихся на прочитанное произведение Блока «На поле Куликовом» интересны первыми впечатлениями и размышлениями в связи с исторической темой, поднятой поэтом.

Вот один из отзывов:

«...В прошлом поэт искал истоки настоящего и будущего... В этом цикле, особенно в завершающем стихотворении, звучит тема предчувствия грядущих перемен, которые ничем не уступают по своему размаху и значению Куликовской битве, а, может быть, даже и превосходят ее:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Эти строки звучат как прямое пророчество будущих революционных событий в России. Цикл написан почти век тому назад, но и по сей день не потерял своей актуальности и даже злободневности. Сегодня снова, как и в те далекие легендарные дни, «взошла и расточилась мгла» над землей Русской...»

--------------------------------------------------------------------------------

1 Литература в школе. — 1980. — № 4.

2 Лихачев Д. С. Монументально-исторический стиль древнеславянских литератур // Славянские литературы: VIII международный съезд славистов: Доклады советской делегации. — М., 1978. — С. 132.

3 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. — М., 1970. — С. 109.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – Часть 6 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Рабочие тетради А. С. Пушкина – часть 2

Следующее сочинение из данной рубрики: Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя – Часть 14

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – Часть 6.