ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – часть 2

4. «Мне этот рассказ понравился как в чем-то грустная, в чем-то романтическая, в чем-то трагическая история... Я считаю, что было бы неправильно кого-то из героев упрекать, каждый в этой жизни имеет право на ошибки. Вероятно, любовь к мужу героини стала однообразной, привычной, обыденной. Ей захотелось любви, свободы, развлечений... и все-таки печальный конец этой истории заставляет каждого задуматься и, возможно, не делать ошибок, которые чреваты трагедиями...»

5. «Рассказ «Кавказ» мне понравился, но все же я считаю нечестным поведение жены офицера. Я не очень могу разобраться в поведении героев. Меня радует, что они любят друг друга, но в то же время мне жаль и мужа... Из-за этого даже взаимная любовь героев находится под сомнением...»

6. «Я считаю, что рассказ «Кавказ» написан трогательно и мило, но он мне не понравился из-за поведения и характера жены...»

Во многих откликах школьников на этот рассказ осуждаются влюбленные и сочувствие выражается мужу, в котором школьники увидели верного и очень любящего человека, лишь немногие уже после первого чтения заметили несколько странное поведение мужа перед самоубийством, увидели отношение автора к героям и их поступкам...

Многие восьмиклассники оценили жизненную ситуацию, перенесли ее на современную жизнь, рассуждали о том, как они поступили бы в подобных обстоятельствах. Закончить урок можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

«Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

(1870—1938)

«Куст сирени»

Произведения А. И. Куприна встречались учащимся в начальной школе, в 5 классе они знакомились с коротким рассказом этого автора «Тапер».

Урок, как всегда, советуем начать с повторения того, что уже прочитано, поэтому предварительно школьники должны были вспомнить рассказ с тем, чтобы сказать несколько слов об авторе и о впечатлении, которое произвел на них рассказ «Тапер».

Учитель дополнит рассказы учащихся о Куприне, прочитает вслух новый необычный рассказ «Куст сирени». Может быть, восьмиклассники вспомнят при этом историю, рассказанную О. Генри, «Дары волхвов», с которой школьники познакомились в конце прошлого года, и впечатления об этом должны быть живы и свежи.

В дальнейшем школьники прочитают и другие рассказы Куприна, например: «Скворцы», «Детский сад», а в более старшем возрасте — «Гранатовый браслет» и многие другие купринские произведения.

Рассказ «Куст сирени» короткий, легко читается тут же, в классе, школьники отвечают на вопросы, дома одна группа восьмиклассников готовит чтение по ролям, другая — художественный пересказ любого фрагмента, третья — характеристику героини.

Чем заканчивается рассказ? Почему героиня говорит, что сирень теперь навсегда будет ее любимым цветком? Что хочет сказать этим рассказом читателю автор? На что настроить?

Важно помнить, что школьникам дана возможность понять и обсудить самые разные ситуации общения людей, героев, любящих друг друга в рассказах Бунина, Чехова, Куприна, Астафьева. Размышления учащихся на эту сложную тему, несомненно, пригодятся в будущем каждому.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

(1868—1936)

«Челкаш»

Восьмиклассники имеют некоторое представление о жизни и творчестве М. Горького: в 7 классе они изучали повесть писателя «Детство», знакомились с рассказом «Старуха Изергиль». Это позволяет учителю сделать акцент на проблемах поэтизации гордых и сильных людей и наметить переход от чисто романтических героев к персонажам произведений о реальных условиях жизни, хотя и достаточно экзотических.

Речь идет о рассказе «Челкаш», изучение которого требует некоторого исторического комментария об особенностях жизни в России 80—90-х годов XIX века. Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. В пособии Н. И. Гердзей-Капицы «Горький в школе» (М.; Л.: Учпедгиз, 1953) выделен ряд произведений писателя, изображающих людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры. «Было уже часов девять утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – часть 2 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Сочинения Александра Пушкина (Разное Пушкин А. С.) [12/22] – Часть 2

Следующее сочинение из данной рубрики: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – часть 1

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – часть 2.