ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – Часть 5

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,

И детский голос мой дрожал,

Когда я пел хвалу тому,

Кто на земле мне одному

Дал вместо родины — тюрьму...

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

— Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..»? Обоснуйте ваше мнение.

— Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец... дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне... Знай, этот пламень... И он прожег свою тюрьму»?

— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным:

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя... Одиночество личности становится болезнью века».

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – Часть 5 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Семінар № 1. Установчий семінар. Первісне суспільство на території україни – Часть 4

Следующее сочинение из данной рубрики: А. Блок. Из записных книжек и дневников (фрагменты) – Часть 1

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – Часть 5.