ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 4

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

— Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

1-й урок. Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например с 1-й по 5-ю главу, с 6-й по 15-ю:

— Что значит «жить» в понимании Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок. Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

А) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.

б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?

в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».

г) Почему Мцыри не достиг родины?

д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Что значило «жить» в представлении Мцыри?

— Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются 1—14-я главки (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри (3—8-я строфы). На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой, которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 4 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Пушкин и Пугачев (Капитанская дочка Пушкин А. С.) [2/2] – Часть 1

Следующее сочинение из данной рубрики: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 3

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 4.