ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 3
— Какой мы видим Машу Миронову в начале повести?
— Почему она отказалась стать женой Швабрина и полюбила Гринева? Как это ее характеризует?
— Как поступила Маша, узнав, что родители Гринева не дали ему согласия на брак с нею?
— Какая перемена происходит в Маше Мироновой в конце повести?
— Что можно сказать об отношении Маши Мироновой к историческим событиям, которые совершаются вокруг нее?
Познакомимся с фрагментами статьи Г. К. Бочарова:
«Образ дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром произведение называется «Капитанская дочка». Жизнь Маши Мироновой тесно связана с жизнью Гринева.
В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Она выросла в деревенской глуши и не получила ни дворянского воспитания, ни большого образования. Так же как и ее родители, Маша Миронова не понимает и не старается понять настоящего значения больших событий, которые совершаются вокруг нее. Восставшие крестьяне ей также кажутся злодеями и разбойниками.
Но, читая произведение, мы постепенно обнаруживаем в Маше Мироновой привлекательные черты. Она хорошо разбирается в людях. Мария Ивановна отказалась стать женой Швабрина, потому что увидела в нем негодяя. Она полюбила Гринева, так как сумела оценить его искренность и честность. Когда родители не позволили Гриневу жениться, капитанская дочка нашла в себе силы отказаться от любимого человека. Стойко переносит она смерть родителей, жестокость и угрозы Швабрина. Преданно и глубоко продолжает Маша любить Гринева. Но вот настало время, когда любимый человек оказался в опасности. Никто, кроме нее, не может помочь ему. И скромная, застенчивая Марья Ивановна превращается в смелую и решительную девушку. Она едет в Петербург, добивается свидания с царицей и спасает Гринева».
Вопросы для беседы о Савельиче:
— Почему крепостной дядька Савельич вызывает у нас симпатию? Какие высокие качества характера проявляет он в своем отношении к Гриневу? Приведите примеры.
— Почему же крепостной Савельич относится к восставшим крестьянам как к разбойникам и злодеям?
— Какую мы можем дать оценку Савельичу?
Крепостной крестьянин, дворовый Савельич так тесно сжился с помещиками Гриневыми, что считает себя членом этой семьи. На его глазах прошли детские и отроческие годы Петра Гринева. Словно старая нянька, ухаживает Савельич за молодым барином, заботится о том, чтобы Петр Андреевич был сыт и здоров. По-хозяйски бережет Савельич имущество барина, отечески журит его за легкомысленный проигрыш в симбирском трактире. В преданности молодому барину Савельич проявляет высокие человеческие чувства. Он бескорыстно привязан к Петру Гриневу и самоотверженно любит его. Во время поединка со Швабриным Савельич бросается к Гриневу, чтобы защитить его своим телом; в сцене приступа умоляет Пугачева повесить его и пощадить Гринева. Неизменно следует Савельич за своим барином в опасных путешествиях в пугачевский стан. Когда Савельич получил строгое письмо от старого барина, то его человеческое достоинство возмутилось незаслуженной бранью: «...а я не старый пес, — пишет он в ответ, — а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос».
Бескорыстная любовь Савельича, его самоотверженные поступки вызывают у нас симпатию к нему. Мы видим в нем высокие чувства, на которые способен русский крестьянин. Но, воспитанный в духе преданности господам, Савельич давно оторвался от своего народа. Он привык угождать помещикам, пользоваться их «милостями» и покорно сносить наказания.
Обратим внимание на речь героев: вспомните речь Пугачева, Хлопуши, Гринева, Савельича. Что хочет автор подчеркнуть в каждом герое речью? О чем говорят просторечные слова, пословицы и поговорки?
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)
«Мцыри»
Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:
1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.
2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству...
3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича...»).
В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:
— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?
— Какое впечатление производил пленный мальчик?
— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря (3—5-я главы)?
— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?
— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?
Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:
1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.
2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.
3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?
4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?
5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?
Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора
- ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – Часть 3
- Гринев и его издатель (Капитанская дочка Пушкин А. С.) [2/3] – Часть 5
- Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» – сочинение по “Капитанская дочка” Пушкин А. С
- Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (1) – сочинение по “Капитанская дочка” Пушкин А. С
- Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (2) – сочинение по “Капитанская дочка” Пушкин А. С
Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 3.