ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 2

1. История создания повести. Жанровое своеобразие произведения. Особенности сюжета и композиции.

2. Образ Гринева. Изображение быта и нравов дворянского общества XVIII века.

3. Образ Пугачева и средства его раскрытия. Изображение пугачевского восстания.

4. Позиции автора и рассказчика.

В статье подробно раскрывается система контрольных вопросов и заданий для их использования на заключительном уроке:

— Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла повести?

— Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.

— Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

— В чем проявляется своеобразие композиции повести «Капитанская дочка»?

— Какую роль играет в повести образ Пугачева? Какие черты характера определяют его поведение? Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым?

— Насколько объективно автор показывает в повести Пугачева?

— Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

— В чем привлекательность образа Маши Мироновой? Какие черты характера Маши подчеркивает автор?

Последний вопрос связан с названием повести, о чем говорит цитата из книги Г. П. Макогоненко: «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой — «Капитанская дочка».

В свое время очень малым тиражом были опубликованы методические рекомендации коллектива сотрудников НИИ школ (ныне Институт общего образования МО РФ), в которых помещена статья В. П. Полухиной об изучении «Капитанской дочки». В ней автор делает акцент на понимании кажущейся простоты произведения, выделяет этические проблемы (чести, долга, благородства) и проблемы, связанные с изображением народного восстания во главе с Пугачевым. При этом автор рекомендует не разделять при сопоставлении характеристики Пугачева и Гринева, а рассматривать их во взаимосвязи. Предлагается опережающее задание всем учащимся — самостоятельно прочитать весь роман и проследить по главам, где события в жизни и деятельности Гринева и Пугачева переплетаются, а где они расходятся.

При анализе первых пяти глав предлагаются следующие вопросы:

— Как прошли детство и юность Гринева? Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?

— Почему по душе пришлась ему жизнь в Белогорской крепости?

На следующем уроке учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Почему именно Гринева Пушкин выбирает героем своего повествования?» Обращается внимание учеников на окончание эпиграфа: «...да кто его отец?», что позволяет увидеть, какое влияние на Гринева оказал его отец. Учащихся подводят к выводу, что рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить. Естественно было бы в этом случае задать вопрос:

— Что же видел и рассказал Гринев о восстании Пугачева и как он отнесся к увиденному?

Вопросы к следующему уроку связаны с содержанием шестой — восьмой глав:

— Какие события и персонажи романа создают представление о размахе и закономерности восстания Пугачева?

— Почему Белогорская крепость так легко была взята Пугачевым?

— Как народ относился к Пугачеву?

На последующих уроках автор предлагает вопросы и задания по сопоставлению образов Гринева и Пугачева:

— Где и когда Гринев впервые увидел Пугачева? Какое впечатление Пугачев на него произвел?

— Выделите основные эпизоды встреч Гринева с Пугачевым, определите характер их взаимоотношений в каждом из этих эпизодов.

— Сделайте вывод о чертах характера Пугачева и Гринева, проявившихся в каждом из этих эпизодов. В чем сила и слабость Пугачева?

— Почему Пугачев после реакции Гринева на калмыцкую сказку посмотрел на него с удивлением и ничего не ответил?

— О чем, по-вашему, думал Гринев, когда «долго смотрел на белую степь», по которой неслась тройка уезжающего Пугачева?

Итоговые вопросы обобщающего характера могут быть такими:

— Что имел в виду Гринев, утверждая, что неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю его жизнь, дали вдруг его душе сильное и благое потрясение? О каком благом потрясении может идти речь?

— Как изменился рассказчик, соприкоснувшись с грандиозными событиями своей эпохи?

При работе над отдельными главами можно использовать вопросы и задания других методистов и учителей, например:

— Близко к слову «честь», казалось бы, находится слово «честолюбие». Определите смысл того и другого термина. Кого бы в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова...» вы назвали человеком чести, а кого — честолюбивым человеком? А в романе Пушкина «Капитанская дочка»? Почему работу над романом Пушкина мы начинаем с разговора о чести?

— Какой смысл имеет название второй главы — «Вожатый»? Чем наружность вожатого показалась Гриневу замечательной? Гринев спрашивает ямщика: «...Что там такое чернеется?» Есть мнение, что этот вопрос символический и обозначает проблему произведения. Ямщик говорит: «...волк или человек». Как бы отвечая на этот вопрос, рассказчик сообщает: «Мы поравнялись с человеком».

— Человек говорит, что он стоит на твердой полосе, хотя погода такая, что «как раз собьешься с пути». Какое отношение имеет этот эпизод к основному содержанию романа?

— Вожатый, получив тулупчик, говорит: «Век не забуду ваших милостей». Сдержал ли он свое слово? Каким платежом оплатил он свой долг? Так кто же все-таки Пугачев у Пушкина — волк или человек?

Рекомендуем учителю статью А. Архангельского «Герои Пушкина» из газеты «Литература» (1996. — № 48). Приведем в качестве примера некоторые возможности использования этого материала: Гринев Петр Андреевич — главный герой последнего крупного произведения Пушкина. В исторической повести занял место «обычный человек», попавший в жестокие обстоятельства великих событий. Пушкин воспроизвел в повести принципы исторической прозы Вальтера Скотта.

Гринев — главный герой исторической повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов. Место «обычного человека» в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести связано с образом главного героя-рассказчика.

Как раскрываются в романе темы любви и милосердия, чести и бесчестия, историческая тема?

«Есть что-то знаменательное в том, что свои высшие победы Пушкин часто одерживал именно в жанре исторических произведений... Историческое изображение как современности, так и прошлого для Пушкина было самым глубоким и самым истинным и вместе с тем самым поэтическим изображением» (Е. А. Маймин).

Этими словами можно еще раз подтвердить мысль об отношении Пушкина к родной истории, об историзме его великого творчества.

(Использованы материалы С. Алпатова, В. Аносовой, А. Архангельского, Е. Виноградовой, В. Высоцкой, Л. Гороховской, Е. Комиссаровой, Г. Красухина, Е. Маймина, В. Полухиной, Л. Росляковой, О. Селивановой, Л. Соболева, Б. Турьянской, А. Хадынской.)

Произведения А. С. Пушкина входят в программу каждого класса первого концентра. Именно поэтому к первому уроку по данной теме школьники повторяют все, что было прочитано ранее, — стихотворения и сказки, «Песнь о вещем Олеге», «Полтаву», «Станционного смотрителя», «Дубровского», сцену из «Бориса Годунова». Рассказами о поэте, краткими пересказами прочитанных текстов, выразительным чтением наизусть начнется первый урок по теме.

Методика изучения «Капитанской дочки» в школе имеет давнюю традицию, поскольку это произведение всегда входило в программы. Так, в статье Г. К. Бочарова в журнале «Литература в школе» (1952. — № 4) представлена система уроков по изучению «Капитанской дочки». Прошли годы, десятилетия, многое изменилось, в том числе и отношение молодого поколения к героям пушкинского романа, иначе строятся характеристики персонажей и сочинения учащихся. Однако и сегодня будет интересно рассмотреть и обсудить с восьмиклассниками написанные тогда сочинения, составленные школьниками вопросы и вопросы, поставленные перед ними учителем, например:

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – часть 2.