Историческое величие Кутузова (по роману «Война и мир»)

В специальной главе, где Толстой в обобщенных положениях определяет историческое величие Кутузова, говорится опять  не о его «пассивности», а о его деятельности сознательной, проникнутой едиными целями, последовательной и осуществляющей задачи ведущей исторической необходимости.  «Действия его (Кутузова), — пишет Толстой, — все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели,  состоящей в трех делах:

1) напрячь все свои силы для столкновения с французами;

2) победить их и

3) изгнать из России,  облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска».  Все, что было вне этих целей или мешало их выполнению,  — все это со стороны Кутузова встречало решительное сопротивление. Только когда французы были изгнаны, Кутузов, остановившись в Вильно, прекратил свою деятельность.  Известно, что из всех исторических деятелей в романе «Война  и мир» только один Кутузов выделен автором как «великий человек».

Величие его Толстой видит в том, что он целью своей  личной деятельности поставил цель общей необходимости. Кутузов, по словам Толстого, «постигая волю провидения», «подчинял ей свою личную волю». В чем, по Толстому, состояло у Кутузова его постижение  воли «провидения», на этом необходимо особо остановиться.

Кутузов в «Войне и мире» меньше, чем другие, считает  возможным наперед знать сложение ожидаемых обстоятельств. Как  и другие, по Толстому, Кутузов, например, не мог знать и не знал,  как сложится Бородинское сражение. По описанию Толстого, Бородинское сражение произошло без прямых намерений Наполеона и Кутузова и далеко не по тем планам, какие намечали обе  стороны. «Давая и принимая Бородинское сражение, — писал Толстой, — Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно...»  И после Бородинского сражения, и после оставления Москвы Кутузов долго находится в постоянной и мучительной тревоге. Следовательно, о том, что Кутузов наперед «прозревает» ход  и результат событий, никакой речи быть не может. 

Не может быть речи и о том, что Кутузов у Толстого постигает волю «провидения» в ее конечных приведенных целях.

Там,  где Толстой говорит о необозримой многопричинности событий и конечной «таинственности» воли «провидения» в истории, в этом контексте Кутузов ничем от других людей не отличается, он в этом случае становится в ряд со всеми участниками  событий, в том числе и с Наполеоном, и с Александром, и с  простым солдатом, и с московской барыней, по своим мотивам  выезжавшей из Москвы.  Кутузов выделен Толстым в том отношении, что «один в противность мнению всех мог угадать так верно значение народного  смысла события» и «ни разу во всю свою деятельность не изменил  ему». Иначе сказать, не о конечном, общемировом прозрении Кутузова идет речь у Толстого, а о прозрении, взятом в пределах «общего», но лишь национально-исторического «народного» значения.

 Об этом и говорит Толстой, когда утверждает, что Кутузов  один понимал тогда «весь громадный смысл события».  С этой особенностью Кутузова как «великого человека» в романе  сочетается присущее Кутузову верное нравственное чувство.

Образ Кутузова в «Войне и мире» среди исторической литературы того времени выступает как глубоко положительное явление.  В «Войне и мире» Кутузов впервые в последовательном идейном  обосновании был показан как великий полководец и как народный герой. В этом смысле в истории изучения и освещения деятельности фельдмаршала М.И.Кутузова образ Кутузова в «Войне и  мире» для своего времени был большим шагом вперед.

Признавая всю фактическую неполноту образа Кутузова и  теоретическую ошибочность философско-исторической концепции Толстого, мы все же не можем говорить, что Толстой представил Кутузова совсем бездеятельным, что он не усмотрел его  героического величия, что он сделал Кутузова слишком «обыкновенным» и тем самым принизил его историческое значение,  что Толстой в изображении Кутузова не имел целостной системы мыслей и противоречил себе на каждом шагу, что в изображении Кутузова непримиримо сталкиваются «Толстой-художник»  и «Толстой-мыслитель» и проч.

Во всем содержании образа Кутузова Толстой осуществлял  свою концепцию, последовательно выраженную в художественной конкретности и в обобщенных теоретических суждениях.  Вся система мыслей, охватывающих содержание образа Кутузова, направлена к выявлению исторического значения великого  полководца, всею своею деятельностью осуществлявшего и осуществившего задачу спасения народа от иноземного нашествия. 

Героическое существо всего подвига Кутузова Толстой связывает с общенародными задачами его эпохи, в противовес ложным,  тщеславным, корыстным и легкомысленным претензиям представителей придворной и высшей военной среды. Особенность  Кутузова по сравнению с другими историческими деятелями,  представленными в «Войне и мире», состоит, по Толстому, не в  его «пассивности», а в особом характере его деятельности, сознательно подчиненной внеличным, народным целям, сообразно исторической необходимости. 

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Историческое величие Кутузова (по роману «Война и мир») . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Сочинения графа Л. Н. Толстого

Следующее сочинение из данной рубрики: Философия истории в романе «Война и Мир»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Историческое величие Кутузова (по роману «Война и мир»).