Идиллия А.А. Дельвига «Изобретение ваяния»

Интерес к статье Л.А. Ходанен заключается для учителя литературы прежде всего в том, что обычно рассматривается (если вообще рассматривается!) Дельвиг только как поэт пушкинского круга, пушкинской плеяды, а не предстает как уникальное явление истории нашей литературы, как поэт, без чьего творчества нельзя понять сложной картины русского романтизма, его взаимоотношений с классической традицией.

Урочный потенциал статьи в том, что она может быть использована не только при подготовке индивидуальных заданий - докладов и сообщений, не только для факультативных занятий, но и для обзорных тем по курсам литературы IX класса. Мы уж и не говорим о литературоведческом потенциале этой статьи, столь необходимой сегодня словеснику.

Среди пластических искусств античности романтиков привлекала скульптура. И хотя искусство скульптуры традиционно близко классицизму, романтизм, в особенности в своих эстетических построениях, стремится к формированию собственного взгляда на него, параллельно с которым в поэзии развивается романтическая "скульптурная мифология". Благоприятную почву для развития этого интереса создавали европейские археологические открытия конца XVIII в., появившиеся вслед за ними труды и энциклопедии по мифологии и истории искусства античности, изучение древних языков и новые переводы классических авторов. Пластический образ античности формировался в процессе обращения к скульптурно-мифологической сюжетике, легендарным биографиям великих ваятелей древности, отдельным шедеврам античной скульптуры.

В русском романтизме 1820 - 1830-х гг. "скульптурный миф" проходит два этапа развития, которые связаны с общим изменением романтических представлений об античности. Новые тенденции зарождались поначалу в среде московских профессоров, получивших европейское образование. Испытав влияние немецкой философии кантовской школы, познакомившись с идеями Гердера и Винкельмана, они постепенно меняют французскую ориентацию на немецкую в своем преподавании. В первую очередь это Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич. Более ориентированы на литературу и театр были античные интересы в кружке А.А. Оленина, также учившегося в Германии. Молодое поколение его кружка составят К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич, С.С. Уваров. Антологические увлечения Пушкина-романтика были близки этой атмосфере интереса к античности. Большую роль в формировании образа античного мира сыграл театр начала века с его неоклассицистическими чертами. Пластический мир античности воссоздавали спектакли по античным трагедиям В. Озерова. Новый образ античности был бы не полон без упоминания об античных трагедиях П.А. Катенина и о драматургических и эпических опытах В.К. Кюхельбекера.

Античный мир в восприятии этой эпохи - прежде всего "пластика", в гердеровском понимании этого слова, и идеал гармонии, с которым Винкельман связывал расцвет древнегреческого искусства. По мысли Гердера, греческое искусство "во всех формах придавало чистой идее самостоятельность, достоинство, ожившую во всех частностях значительность", "с этими образами была связана сила, которая с такой полнотой и непосредственностью обращается к рассудку и сердцу" . В русской предромантической и романтической литературе и эстетике с пластикой связывается представление о поэтическом стиле "древних", и этот стиль развивает вся система антологических форм в романтической лирике 1810- 1830-х гг. Характеризуя его, Батюшков и Уваров пишут, что "древние ограничились внешними окружающими приметами и пренебрегали вносить светильник опыта в мрачную глубину души человеческой: все призывало их ко внешним предметам природы благотворной"

Вместе с тем пластика понимается более широко как предметная объемность неповторимого античного мира с его идиллией и высокой героикой. Именно требование пластики поддерживало стремление увидеть ее как неповторимый и самоценный мир, не похожий на современность. Миф о божественном происхождении искусства романтики соотносили с идеалом гармонии физического и духовного.

Собственно идеи историзма в восприятии античного искусства отчетливее прозвучат в 1820- 1830-е гг. в эстетике И.Я. Кронеберга, любомудров, в теоретических трудах С.П. Шевырева. Эту же черту все более приобретают античные мотивы в поэзии Пушкина, Баратынского, Тютчева. Важнейшие оппозиции - античный мир и современность, древность и цивилизация. Античный "скульптурный миф" формируется в процессе освоения идей Шеллинга и немецких романтиков. Для них характерны исторический взгляд на историю древнего искусства, выделение античности как особого этапа, предшествующего христианству, систематизм и дифференциация видов искусства, трансцендентализм в концепции творчества. Особое внимание скульптуре уделено в берлинских лекциях А. Шлегеля (1827). По его мысли, "древним во всех их произведениях присущи чистота и предельная четкость границ, простота и стремление сосредоточиться на самом существенном... игнорировать материальные эффекты изображения, то есть те качества, которые особенно характерны для скульптуры"

Вслед за Винкельманом А. Шлегель особенно высоко ценил Фидия, считая его создателем высокого стиля. Среди русских эстетиков близок к этим оценкам скульптуры И.Я. Кронеберг. Первая статья харьковского профессора "О изобилии произведений пластического искусства у греков и о причинах оного" (1825) содержала основной комплекс идей, восходящих к Гердеру и Винкельману и развитых у немецких романтиков, о природе, общественном устройстве, вере греков, которые способствовали расцвету греческого искусства. Характеризуя происхождение скульптуры, Кронеберг пишет, что "пластика Произошла из религии, но не из той внешней нужды, для удовлетворения которой и безобразный символ как предмет обожания достигает глубочайших источников эллинского антропоморфизма. Когда же сперва украсились храмы богов изображениями их покровителей, то круг искусства расширился и воспринял в себя все то, что только касалось определенных границ божественного мира" .

В дальнейших работах он намечает отдельные периоды развития пластического стиля греческой скульптуры - "эпоха прекрасного стиля с выраженной религиозностью (до Праксителя), эпоха прекрасного стиля с выраженной грациозностью (до Агриппы и Апеллеса), эпоха прекрасного стиля на основании идеала (Фидас, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп)"

Существенным для позиции Кронеберга было отстаивание органической целостности искусства. Сближаясь с Шеллингом, он пишет об уподоблении искусства самой "жизни", подражать поэтому следует не внешней природе, но ее "творческому духу", "творящей силе природы". Высший смысл искусства Кронеберг видит в художественном единстве идеального и реального - "поэзия проницает материю духом и облекает дух в материю" 6 . Искусство соединяет бесконечную идею и индивидуальный образ, что под силу осуществить в виде "целого" только гению.

Среди любомудров концептуальные суждения о скульптуре выскажет Д.В. Веневитинов. Как и у Кронеберга, стремление в эстетике к систематизму и выработке "основания положительного" для всех частных суждений об искусстве возникло у него под воздействием Шеллинга . В круге этих интересов возник фрагмент "Скульптура, живопись и музыка" (публ. 1827 г.). В романтической мифологизированной форме излагается беседа с поэтом "трех божественных дев" , покровительниц искусств. "Старшая из сестер" - покровительница скульптуры, благодаря ей изображение природы, "вселенной в очах твоих", получило многообразие форм и объемов, единство строения. Героиня вспоминает миф о Прометее, уравнивая обретение ремесел и получение от нее резца, чтобы "оживлять мрамор собственными руками и окружить себя собственным миром". Историзм во взгляде на развитие скульптуры Веневитинов формулирует не чередой эпох и стилей, а замечательным по выразительности очерком Рима в его скульптурном образе, в котором древность побеждает "истребляющее время". В эстетическом трактате о природе искусства "Анаксагор" (публ. 1830г.)

Веневитинов вновь возвращается к скульптуре ("представим себе Фидаса, пораженного идеею Аполлона"), утверждая на этом примере единство чувственного и интеллектуального в творчестве. Скульптурные образы появляются в художественных созданиях Веневитинова. В философском романе "Владимир Паренский" известные античные статуи Венеры Медицейской и Лаокоона символизируют в "триаде" духовных возрастов личности "эпоху восторгов".

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Идиллия А.А. Дельвига «Изобретение ваяния» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: О творчестве русских романтиков

Следующее сочинение из данной рубрики: Владимир Янушевский. Эссе «Струя»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Идиллия А.А. Дельвига «Изобретение ваяния».