Государственное принуждение

В данной работе преследовалась цель сделать попытку раскрытия понятия государственного принуждения с помощью современной теории права и предоставить ориентировочное представление. Государственному принуждению уделено сравнительно мало внимания в литературе по курсу теории государства и права, потому что полностью вся правовая наука в СССР подчинялась классовым догмам. И следовательно, стало трудно без идеологических шор определить чистую сущность понятия государственного принуждения.

Итак, начнем с того, что необходимо дать краткое определение термину “государственное принуждение”.

1. ПОНЯТИЕ “ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ”

Для каждого общества, точнее для нормальной жизни этого общества, требуется определенный порядок, то есть общественные отношения должны быть урегулированы. А к этому приходят с помощью социальных норм, устанавливающих правила поведения людей. И только лишь когда эти нормы выполнимы – они действуют. Существование государственного принуждения обусловлено тем, что каждый член общества должен согласовать свои поступки с установленными в этом обществе правилами поведения, а также осмыслить возможности наступления неблагоприятных последствий, если нормы будут нарушены.

На основе закона государственные органы, а также иные уполномоченные на то организации или должностные лица осуществляют психическое, физическое, имущественное или организационное принуждение с целью исполнения и соблюдения правовых норм. В этом и состоит государственное принуждение.

Являясь одним из необходимых методов, содействующих организованности и порядка в обществе, принуждение существует в любом человеческом обществе.

Его сущность - такое воздействие, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, зато в интересах государства и общества. Государство принуждает члена общества к соблюдению запретов, к исполнению обязанностей.

Долгое время право и насилие воспринимались как одно и то же, тем более - в обыденном сознании. Право всегда необходимо было отстаивать. Даже, смотрите, у Фемиды - богини правосудия - в одной руке весы, взвешивающие право, а в другой руке - меч, как символ силы, его защиты.

Р. Иеринг говорил, что “меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права”.

Ни одно государство не может обойтись без принуждения .

Появилось государство, и законодательство принуждения к соблюдению и исполнению норм права становится по своему характеру государственным. Оно осуществляется уполномоченными на то государственными органами и является одним из методов управлением гражданским обществом.

Такое законодательство представляет собой отрицательную реакцию общества и его граждан на недопустимый для них вариант поведения, выбранный тем или иным лицом.

Существует мнение, что если законодательство логично и ясно формулирует идею свободы и справедливости, то государственное принуждение с целью соблюдения юридических норм будет справедливым и правомерным, иначе - оно становится произволом (что и получается в государствах с тоталитарным режимом).

Основанием к применению государственного принуждения выступает, как правило, правонарушение и иные неугодные другим гражданам, обществу и государству правовые отклонения (к примеру, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей, при условии, что это не образует состав преступления).

Общество, естественно, реагирует на такое поведение. Формой реакции и выступает применяемое по отношению к данному лицу государственное принуждение. Например, к исполнению возложенных на человека, но невыполненных им юридических обязанностей, а именно: к примеру, принудительное взыскание алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещей у незаконного владельца и передача ее собственнику и т.д.

Государственные принудительные меры применяются и не в связи с правонарушениями и явными патологическими явлениями, но только в определенных, четко обозначенных в законе случаях. Допустим, с целью предотвращения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности применяются досмотры багажа в аэропортах, таможенные досмотры, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы и др.

В правовом государстве у государственного принуждения имеется ряд особенностей.

Начнем с того, что государственное принуждение защищает интересы государства, общества и граждан.

Во-вторых, принуждение государством – дополнительный, вспомогательный метод управления обществом. А первостепенным методом является метод убеждения, представляющий собой совокупность приемов, средств и способов воздействия на сознание человека для того, чтобы сформировать у него мнение об осмысленном и добровольном выполнении правовых предписаний.

В-третьих, государственное принуждение реализуется в процедурной форме, закрепленной нормативно-правовыми актами. Эти акты устанавливают основания применения принудительных мер, виды и размеры принудительных мер, определяют субъектов юрисдикционной деятельности и их компетенцию, а также порядок исполнения принуждения, устанавливают права граждан на защиту.

Чем точнее и полнее упорядочена процедура государственного принуждения, тем прочнее правовые гарантии прав и свобод граждан и тем меньше вероятность того, что должностные лица будут злоупотреблять властью.

К тому же государственное принуждение в правовом государстве не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, оно не носит характера истязания. Это принуждение ориентировано на воспитание честного гражданина.

Государственное принуждение охватывает:

а) пресечение правонарушения, как правило, это законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения, такого как арест преступника, изъятие у него орудий преступлений, задержание правонарушителей, и т.д.;

б) предупреждения правонарушений и других неугодных для общества и личности действий: проведение разнообразный организационно - правовых действий - эвакуацию из районов стихийного бедствия, осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, и др.;

в) юридическую ответственность, которая заключается в возложении на правонарушителя определённых лишений, к примеру, лишений свободы, штраф и др.;

г) правовосстановление, то есть восстановление прав гражданина, ранее нарушенных Например, возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.

Государственная власть характеризуется государственным принуждением. Оно является одним из методов осуществления государственной власти.

Государственное принуждение – это один из многих способов управления социального поведением субъектов общественной жизни.

Государственное принуждение выполняет положительные функции, стимулируя членов общества к социально необходимым действиям и обосновывая необходимость такого поведение субъектов общественной жизни в интересах общества в целом.

2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Государственное принуждение по содержанию делится на: психическое, или психологическое, и физическое. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения .

Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Психика человека включает рациональную, эмоциональную и волевую сферы, причем эти сферы взаимодействуют друг с другом. Поведение людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках вызвано их внутренней психической деятельностью. Мысли и чувствами, взаимовлияющие друг на друга, порождают волевые акты психики.

В то время как психологическое (психическое) государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека, меры физического воздействия обращены в сторону физической (личной или материальной) стороне существования субъекта.

Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно “рассеивается” по индивидам.

Воздействуя на разум и чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её “изнутри” и пробудить к проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.

Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

Б. Т. Базылев в диссертации “Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе” разграничивает понятие государственное принуждение и наказание. Наказание осуществляется путем применения государственного принуждения, так как иным образом, добровольно, оно, как правило, не реализуется.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Государственное принуждение . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Государственное принуждение и правовые формы его осуществления

Следующее сочинение из данной рубрики: Типовые следственные ситуации и версии убийства

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Государственное принуждение.