Главная мысль поэмы Анны Ахматовой «Реквием»

На мой взгляд, лучшим произведением Ахматовой является поэма «Реквием», показавшая одну из самых трагических страниц русской истории — время репрессий.

  • Это было, когда улыбался
  • Только мертвый, спокойствию рад.
  • И ненужным привеском болтался
  • Возле тюрем своих Ленинград.

Ахматова смогла показать через восприятие личного горя трагедию целого поколения, всей страны.

  • Паровозные пели гудки,
  • Звезды смерти стояли над нами,
  • И безвинная корчилась Русь
  • Под кровавыми сапогами
  • И под шинами черных марусь.

Поэма написана в разные периоды времени, с 1935 по 1940 год. Она как бы собрана из осколков зеркала — отдельных главок, героиня Ахматовой порой сливается с личностью рассказчика, автора. Это несчастная, истерзанная горем женщина постепенно приходит к убеждению, что она обязана все рассказать потомкам. Нельзя унести с собой правду об этом страшном времени, умолчать, сделать вид, что ничего не было. Это не должно повториться.

  • И не позволит ничего
  • Оно мне унести с собою.
  • Как ни упрашивай его
  • И как ни докучай мольбою.

Личное горе поэта усиливается от сознания того, что так же страдают сотни, тысячи, что это трагедия целого народа.

  • Опять поминальный приблизился час.
  • Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
  • И ту, что едва до окна довели,
  • И ту, что родимой не топчет земли,
  • И ту, что, красивой тряхнув головой,
  • Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
  • Хотела бы всех поименно назвать,
  • Да отняли список, и негде узнать.

Поражаешься силе и стойкости этой маленькой женщины, на плечи которой легли такие тяжкие испытания. Ахматова смогла достойно вынести все невзгоды, выпавшие на ее долю, и не просто пережить их, а вылить в такие замечательные стихи, прочитав которые невозможно забыть:

  • Эта женщина больна,
  • Эта женщина одна,
  • Муж в могиле, сын в тюрьме,
  • Помолитесь обо мне.

У Анны Ахматовой хватает силы воли вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому. Может быть, в нем она черпала силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

  • Показать бы тебе, насмешнице
  • И любимице всех друзей,
  • Царскосельской веселой грешнице,
  • Что случится с жизнью твоей
  • Как трехсотая с передачею,
  • Под Крестами будешь стоять
  • И своею слезою горячею
  • Новогодний лед прожигать.

Благодаря гражданскому мужеству Ахматовой, Солженицына, Шаламова и других честных людей, мы знаем правду об этом времени, надеемся, что такое никогда не повторится. А иначе зачем все эти жертвы, неужели напрасно?!

  • Семнадцать месяцев кричу,
  • Зову тебя домой,
  • Кидалась в ноги палачу,
  • Ты сын и ужас мой.
  • Все перепуталось навек,
  • И мне не разобрать
  • Теперь, кто зверь, кто человек,
  • И долго ль казни ждать.

Во «Вступлении» Ахматова рисует яркий образ Ленинграда, который представлялся ей «болтающимся привеском» возле тюрем, «осужденных полки», которые шли по улицам города, «звезды смерти», стоявшие над ним. Кровавые сапоги и шины «черных марусь» (так называли машины, приезжавшие по ночам арестовывать горожан) раздавили «безвинную Русь». И она лишь корчится под ними.

Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Ахматова расширяет временные и пространственные рамки сюжета, показывая общечеловеческую трагедию. Мы то видим простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие «женки». То вдруг пред нами образ женщины, так похожей на саму Ахматову, которая не верит, что все происходит именно с ней — «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской веселой грешницей». Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трехсотой в очереди в Кресты.

А потом звучит приговор — «каменное слово», и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь о своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: «отравленного снаряда», «гирьки», «тифозного чада», — главное, что она избавит от страданий и от душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына.

Но понимает Мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой

Ни сына страшные глаза — Окаменелое страданье,

  • Ни день, когда пришла гроза,
  • Ни час тюремного свиданья,
  • Ни милую прохладу рук,
  • Ни лип взволнованные тени,
  • Ни отдаленный легкий звук
  • Слова последних утешений.
  • Значит, надо жить.

В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав «Реквием», сказал: «Можно ль было предположить... что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?» И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына, громыхание «черных марусь». И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма «Реквием» как поминальная молитва. И пока будут слышать ее люди, потому что вместе с ней кричит весь «стомильонный народ», не повторится той трагедии, о которой рассказывает А. Ахматова.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Главная мысль поэмы Анны Ахматовой «Реквием» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Художественный анализ поэмы Ахматовой «Реквием»

Следующее сочинение из данной рубрики: Трагедия русского народа в поэме «Реквием»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Главная мысль поэмы Анны Ахматовой «Реквием».