Герои М. Горького

Идеал перестает казаться просто некой желанной, но лишь конечной, постоянно вырисовывающейся где-то впереди целью, какой он во многом еще остается для искусства критического реализма. Выступая как познанная логика развития истории, он включает в себя и пути достижения цели, проявляется в самой борьбе за утверждение новых общественных отношений.

Таким образом, не некий идеальный, умозрительно сконструированный герой, а идеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания искусства. Одновременно это открывает пути к созданию подлинно интеллектуального и подлинно действующего героя. Образ героя нашего времени возникает как образ человека действия, причем действия не только активного, но и в высшей степени сознательного. Потребность глубокого осознания исторического смысла событий, в сфере которых он живет и действует, размышления нал важнейшими общественными проблемами, самыми острыми вопросами современности становятся качеством его характера.

Это определяется необычайно тесной — как никогда прежде — взаимозависимостью «судьбы человеческой» и «судьбы народной», сознанием причастности к решению важнейших вопросов современности, судеб огромных революционных преобразований нашего времени, жизни общества, страны, ответственности за все это перед историей и самим собой. Подобная ответственность не некое изначальное бремя, к которому «приговорен человек» (Сартр), а общественно-историческая необходимость. Здесь источник усиления личного, лирического начала в искусстве, его сближения с гражданским, процесса их взаимного проникновения, когда гражданская позиция героя становится глубоко личной, им самим пережитой, частицей его собственного «я». Эта позиция, полярная буржуазному антиинтеллектуализму — от Ницше до «новых левых» — с его лозунгом «чем больше человек знает, тем менее он активен», и противостоящая концепции человека-«винтика», пассивного функционера истории, связана с осознанием им своей действительной роли — творца и субъекта исторического процесса. Подлинно интеллектуальный герой определяется не только остротой, яркостью, зрелостью мысли, но и способностью претворить ее в действие.

Речь идет об интеллектуальности в горьковском смысле слова, неотделимой от понимания бытия как «деяния», отражающей богатство духовного мира человека в связи с его общественной практикой, с его желанием глубже понять действительность, для того чтобы ее изменить. Эта связь подчеркнута в Программе КПСС, отмечающей, что чем выше сознательность членов общества, тем полнее и шире развертывается их творческая активность «в развитии коммунистических форм труда и новых отношений между людьми... тем быстрее и успешнее решаются задачи строительства коммунизма». Подобная насыщенность мыслью противоположна риторике иллюстративного искусства, отнимающего у мысли качество ее самостоятельности, бесконечно богаче той интеллектуальности, где герой остается в пределах автономных, замкнутых в себе и не содержащих никакого импульса к практическому действию размышлений. Речь идет о ленинской интерпретации идеи как «познания и стремления (хотения) человека» к изменению мира.

Интеллектуальность героя оказывается чисто внешней там, где она не связана с его делом, какие бы формы она не принимала — холодной дидактики периода «бесконфликтности» или интеллектуальной претенциозности некоторых современных пьес. Опыт всей нашей драматургии, целой галереи ее образов от горьковского Нила и погодинского Гая («Мой друг») до Дронова («Все остается людям» С. Алешина) и Ленина в трилогии Погодина — свидетельствует о глубокой слитности этих начал, в диалектике которых раскрывается нравственное богатство героя. Единство действия и мысли, выступающее у Станиславского и в приведенных выше размышлениях А. Попова, А. Лобанова и Г. Товстоногова о современном театре (см. гл. II), получает важный, содержательный смысл (так же как его получает одно из понятий «системы» Станиславского — «перспектива роли»). Оно отражает рожденное самой логикой общественного развития стремление современника соединить самостоятельное осмысление жизни с активным отношением к ней. Новые перспективы возникают перед нашим искусством сегодня на пути широкой активности масс и каждого члена общества, их исторического творчества.

Этот путь опирается на все большее углубление связи личности и общества — двусторонний, диалектический процесс, в котором общественные устремления, интересы поведения личности совпадают с интересами общества, а ее реальная общественная роль и «необходимость», по мере развития этого процесса, возрастают.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Герои М. Горького . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Писатель и Украина

Следующее сочинение из данной рубрики: Характер Ричарда романе Мередита «Испытания Ричарда Феверела»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Герои М. Горького.