Генезис методики преподавания мировой литературы в Украине

Это утверждение академика О. Мазуркевича побуждает к глубокому изучению наследия нашей науки. Исследование проблемы формирования профессиональной готовности студентов к преподаванию мировой литературы в пределах XX ст. целесообразно соединить с анализом изучения мировой литературы в общеобразовательной школе. Эта проблема возникла сама в период реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю (1932 - 1935). В настоящее время началась работа, связанная с составлением программ для учеников 8-10 классов. В новые программы по литературе вошли и произведения мирового писательства. Ученые-Методисты внимательно рассматривали планирование учебной дисциплины в школах зарубежных стран, сравнивали содержание и цель школьных программ за границей (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.) и в СССР. Анализ распределения программного материала по мировой литературе осуществим тремя этапами:

□ первый этап начался в 1935 г. (период реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю) и завершился в 1990 г.;

□ второй этап длился с 1991 г. (введение в школах Украины новой дисциплины — «Зарубежная литература») и до 2004 г. (переход на двенадцатилетний срок обучения в школах Украины);

□ третий этап — с 2004 года и до сих пор.

Этот этап отмечается проведением новых экспериментальных исследований относительно создания программ, учебников, пособий в условиях перехода Украины на новую систему образования.

Рассмотрим каждый из этих этапов, которые сыграли решающую роль в становлении методики преподавания мировой литературы в Украине.

Общая схема распределения программного материала с мировой литературы первого этапа показывает методические недостатки, допущенные ее наборщиками:

А) не были определены места произведений в учебной программе. Их предлагали поместить в конце программы без любых методических советов (см. программы 1935 — 1936 н. р.; 1951- 1952 н. р.; 1954-1955 н. г.; 1955-1956 н. г.; 1963-1964 н. г.; 1974-1975н. г. - IХ-Х кл.);

Б) не учитывались межлитературные связи (за исключением программ 1939-1940 н. г.; 1972-1974 н. г.; 1981 - 1982 н. р.; 1990-1991 н. г.);

В) за последние тридцать лет в программах этого этапа не пересматривался вопрос изучения произведений мирового писательства, хотя на важность этой проблемы и необходимость ее решения обращали внимание ученые — теоретики и методисты (Т. Зепалова, К. Нартов, А. Савченко, С. Трембитская, С. Тураев, Д. Чавчанидзе, а также автор этого учебника). В их работах обосновывалась необходимость разработки программы изучения мировой литературы в средних учебных заведениях и внедрение этого курса в систему среднего образования.

В 1978 г. эту проблему затронул В. Щербина в методических наблюдениях и раздумьях «Проблемы литературного образования в средней школе». Отмечая «полно неблагополучный состояние дела» в школьных программах относительно классиков мировой литературы, он привел ряд весомых доказательств, обращая при этом внимание на необходимость изучения мировой литературы: «...было бы неоправданным вообще отстранить из поля зрения учеников явление иностранной литературы, тем самым непростительно обеднить их духовный мир...». Дальше В. Щербина приводит малоизвестное письмо-протест М. Горького (от 31 декабря 1930г.), в котором тот обращается к наркому образования А. Бубнову, выступая против изъятия из школьных программ творчества зарубежных писателей, поскольку, «... заканчивая школу, ученик будет полной невеждой относительно иностранной литературы...».

Исследовательская работа, которая проводилась в школах УССР, проявила методические недостатки литературного образования. Программа по русской литературе для школ с русским и украинским языками обучения (К., 1977) ориентировала учителей на изучение произведений мировой литературы в конце учебного года, за исключением 8 класса. Объяснительная записка по этому поводу не давала никаких рекомендаций. На уроках литературы материал изучался согласно программе и переставлять его не разрешалось. Не анализировались связи с украинской литературой, у учеников не было четкого представления о мировом литературном процессе и о каждой национальной литературе как его составляющих.

В 1979 г. сотрудники Научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР работали над усовершенствованием типичных программ по литературе для восьмилетней и средней школы. В проекте обновленного варианта программы относительно изучения мировой литературы не было никаких изменений. Научные работники С. Тураев, А. Спектор, учителя Д. Зодотинская, Л. Каменская, С. Попова, Д. Вагнер обозначили эту проблему, обсуждая проект типичной программы на страницах журнала «Литература в школе». С. Тураев, формулируя главный недостаток программы, заметил: «Произведения писателей Запада, которые представлены в программе 8-10 классов, воспринимаются и учителями, и школьниками, как некоторый придаток...». Этот Недостаток программы подчеркивает и А. Спектор: «В конце программного раздела каждого класса подается рубрика: «Из зарубежной литературы Считаю, что такое размещение материала не отвечает новым тенденциям в изучении литературного процесса, подминает принцип историзма, разрушает логическое построение программы, ведет к ненужным повторениям, не формирует целостного и стройного представления о развитии литературы».

Несмотря на то, что в доработанном после обсуждения проекте указано: «Программа 8-10 классов предусматривает изучение некоторых произведений мировой литературы (размещение их в программе подчинено хронологическому и историко-литературному принципу; исключение было сделано для В. Шекспира и Й.-В. Гете, изучение которых предусмотрено в конце 9 класса учитывая возрастные возможности учеников)», в программах, которые вышли в 1980 г., темы по мировой литературе по каждому классу содержались в конце без любых объяснений и указаний. Учителю разрешено творчески подходить к изучению этих тем, выбору места и времени. Такое построение программы послужило причиной трудностей в работе, особенно молодых учителей. Изучение зарубежной литературы фактически выпало из системы историко-литературного курса старших классов.

В 1980/81 годах появились трудности с выбором объекта для наблюдения за традиционным изучением произведений мировой литературы. Эти темы или не рассматривались совсем, или ощущалась нескрываемая искусственность в их изучении. Во время анкетного опрашивания 812 учителей (из 850) отметили трудности в изучении зарубежной литературы в конце учебного года. После обсуждения отделом методики литературы НДИ педагогики УССР результаты исследования были учтены во время составления программ на 1981 год. Распределение материала по зарубежной литературе в программе подчинено хронологическому и историко-литературному принципу; исключение сделано лишь для произведений В. Шекспира и Й.-В. Гете. Объяснительная записка ориентировала учителей на изучение зарубежной классики во взаимосвязи с произведениями русской и украинской литератур. Это подтвердило важность нашего исследования и необходимость его дальнейшей разработки. Все следующие программы не содержали существенных изменений относительно изучения мировой литературы в школе.

Следует отметить плодотворную работу ученых-методистов В. Голубкова, Г. Рыбниковой, Г. Кудряшова, 3. Рез, О. Богдановой, В. Маранцмана, М. Черкезовой и других, так как именно они создавали программы, учебники и пособия по литературе. Не обошли вниманием также деятельность научных работников, которые разрабатывали вопросы изучения мировой литературы в школе. Это, в частности:

—докторская диссертация К. Нартова «Взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы в системе нравственно-эстетического воспитания школьников» (М., 1984), а также его пособие для учителей «Зарубежная литература в школе» (М., 1976);

—пособие Н. Муравьевой «Зарубежная литература» (К., 1964);

—пособие для учителя Ф. Прокаева, И. Долганова, В. Кучинского «Зарубежная литература в школе» (К., 1987);

—исследование О. Чиркова «Изучение современной зарубежной литературы в 10 классе» (К., 1982) и много других, которые и до сих пор не потеряли своей актуальности и научной значимости.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Генезис методики преподавания мировой литературы в Украине . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Образование: Украина XXI столетия

Следующее сочинение из данной рубрики: Анализ проблем новых принципов обучения мировой литературе

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Генезис методики преподавания мировой литературы в Украине.