“Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель” – Часть 2

А в 1785 году новое назначение в Тамбов.

IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове.



(Коровина В. Я. “Читаем, думаем, спорим…”. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998.- с.44)

Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно. Теперь он доказал, что причиной его олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым.

Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные экземпляры указов и прочих узаконений. (По этому поводу Державин писал одному знакомому: “В здешней губернии великий недостаток в законах; безызвестно, были ли они когда здесь в употреблении”.) По части финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных. Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были улучшены, и ужасное положение колодников облегчено (за что начальство выразило Державину “род некоторого неудовольствия”).

Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения существовали в Тамбове: духовная семинария – для детей духовенства, а для всех прочих сословий – гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено правительством; существовала лачуга, для того предназначенная. Но дальше этого дело не двигалось. Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо составленной программой, было открыто; для него куплен дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи, ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя. Кроме губернского училища, были открыты еще и уездные – в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске.

Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений, мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на Державина.)

... (Вскоре) положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и концертами.

... Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с начальством ссорится. Державиных стали травить...

Как губернатора дни его были сочтены... Губернаторство кончилось.

Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”, чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”.

X. Чтение стихотворения “Дар”.



ДАР

“Вот, – сказал мне Аполлон,–

Я даю тебе ту лиру,

Коей нежный, звучный тон

Может быть приятен миру.

Пой вельможей и царей,

Коль захочешь быть им нравен;

Лирою чрез них ты сей

Можешь быть богат и славен.

Если ж пышность, сан, богатство

Не по склонностям твоим,

Пой любовь, покой, приятство:

Будешь красотой любим”.

Взял я лиру и запел, –

Струны правду зазвучали,

' Кто внимать мне захотел?

Лишь красавицы внимали. …

.Державин был, по собственному определению, “горяч и в правде черт”, дерзал говорить Екатерине, что “она за всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу – что правда лишь над вселенной царь; Александру – что был на троне человек”.

XI. Чтение и анализ стихотворения “Властителям и судьям”.



1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся.

2) Беседа.

- Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”?

- Чем же заняты эти люди на самом деле?

- Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?

- К кому обращается в последних строках стихотворения Г. Р. Державин? Почему?

XII. Тематика поэзии Державина.



Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил.

Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г. Р. Державин нашел поэзию.

Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и её полководцев (Суворов, Потемкин, Румянцев).

О радость! Муза! Дай мне лиру,

Да вновь Суворова пою!

Как слышен гром за громом миру,

Да слышит всяк, так песнь мою!

Побед его плененный слухом,

Лечу за ним я духом

Чрез долы, холмы и леса;

(“На переход Альпийских гор”)

…О! исполать вам, вои,

Бессмертные герои,

Румянцев и Суворов,

За столько славных боев:

Мы в память вашу пьем…

(“Заздравный орел”).

Восхищается красотой окружающей природы.

…Источник шумный и прозрачный,

Текущий с горной высоты,

…………………………….

Ты чист – и восхищаешь взоры,

Ты быстр – и утешаешь слух;

Как серна, скачуща на горы,

Так мой к тебе стремится дух,

Желаньем петь тебя горящий….

(“Ключ”)

Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы.

Чтение стихотворения “Русские девушки”

XIII. Новаторство в поэзии Державина.



Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной.

Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
“Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель” – Часть 2.