Философские драмы Ибсена

В дилогии «Кесарь и галилеянин», которую Ибсен называет «мировой драмой», решаются проблемы мироздания и возникает идея «третьего царства» — морально-политического идеала драматурга. Времена язычества, считает он, были царством плоти, с появлением христианства воцарился дух. Будущее должно стать единством и торжеством духа и плоти. Ибсен трактует его как сообщество духовно благородных, гармонично развитых и свободных людей. В этом сообществе не может быть угнетения одного человека другими. Путь к этому «негосударственному» единству людей — революция духа, то есть перевоспитание ума и души.

Ибсен всегда стремился дать символическое название своим идеям — «третье царство» превращается в символ прекрасного будущего. Но однозначного решения проблемы он не видит, поэтому финал преисполнен трагической иронии.

На этом этапе творчества пришел к мысли о том, что писать можно лишь о современном человеке, что необходимо раскрыть изнанку буржуазного мира. Уродливость идеологических основ современности воплощается в символе «трупа в трюме» из «Стихотворного письма», где Ибсен представляет в виде развернутой аллегорической картины старое поверье моряков: если корабль остановился в море и всех охватывает смятение, то в трюме этого корабля — труп. Ибсен считает, что этот современный «труп в трюме» одинаково отравляет жизнь «и в кубрике, и в дорогих каютах» — всех прослоек общества.

До конца 80-х годов Ибсен находил и исследовал те социальные причины, которые приводят к моральной деградации личности. При этом беднейшие слои населения почти не попадали в поле зрения драматурга: он писал о том круге людей, который ему ближе и понятнее,— о интеллигенции, о буржуазии среднего достатка. Исследование современности на актуальном материале начинается у Ибсена, в сущности, с философской драматической поэмы «Бранд», которая стоит, как и следующий за ней «Пэр Гюнт», на границе между реалистическим и романтическим типом творчества. Главный герой Бранд — пастор, который задумал в Норвегии XIX ст. воспитать целостных людей, свободных от лицемерия и корысти, способных мыслить самостоятельно. Его девиз — «быть самим собой», то есть развить в себе те неповторимые индивидуальные особенности, которые заложены от рождения.

Ибсен верит, что основа у каждого человека — добро. Путь, который избирает Бранд, безмерно аскетический. Это абсолютное подчинение всех чувств, всех мыслей, всей жизни и воли идее неумолимой моральной обязанности. «Все или ничего»,— провозглашает Бранд. От того, кто решил стать личностью, требуется «все», то есть постоянное волевое усилие на границе человеческих возможностей — моральный максимализм. Люди, имея перед глазами собственный пример Бранда, верят ему и верят в того сурового Бога, о котором он им рассказывает, стремясь вдохнуть в них силы. Они перестают быть овцами Господними, каждый близок к тому, чтобы стать личностью, «самим собой», по терминологии Бранда.  Казалось бы, Ибсен учит своих читателей верить в Бога, лишь заменяет слабого Бога слабых людей сильным, способным воспитать бескомпромиссных личностей. Но Ибсен никогда не был религиозным писателем. Он утверждал, что идея Бога, как и идея государства, имела свое начало и будет иметь свой конец.

Вместо Бранда мог бы быть и Галилей, утверждал автор, но при условии, что он бы не отрекся, или другой, даже современный, страстный борец за свободу личности. Бранд добился того, что люди пошли за ним в горы, к торжеству духа, но в чем конкретная цель пути, их вождь не сумел ответить. Затем они озлобились и забросали его каменьями. Трагический финал заставил Бранда задуматься над правильностью своих убеждений. Перед ним в последнюю минуту открылась истина: оказалось, что его прямолинейность граничила с жестокостью.

В последний момент, когда на него с гор сползает снежная лавина, Бранд спрашивает Бога, ища подтверждение для своих новых мыслей. Последний диалог не возражает идеи Бранда «быть самым собой», но утверждает другой путь к этой цели, без чрезмерных, иногда непосильных волевых усилий. Стремление «быть самим собой» станет основанием характера лучших героев Ибсена. С «Брандом» к Ибсену пришло признание. Но драматург видел, что «Бранд» — это еще не полная картина современности, а главный герой — далеко не многогранная личность.

Он — воплощение идеи служения идеалу, исключительный персонаж, представленный в полуромантической ситуации, одноплановы и герои, которые его окружают. Ибсен в эти годы стремился проникнуть  в современника, типичного представителя своей эпохи.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Философские драмы Ибсена . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Драматическая философская поэма «Пер Гюнт»

Следующее сочинение из данной рубрики: Идея освобождения родины в пьесе «Фру Ингер из Эстрота»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Философские драмы Ибсена.