Эстетика символизма в поэзии Павла Радимова

Характерен в этом отношении сборник Павла Радимова «Деревня» (1926), определенный в свое время критикой как нравственно-поэтическая энциклопедия крестьянского быта, восходящая к традициям античных идиллий. Прямым предшественником этого автора в русской поэзии можно назвать Ф. Слепушкина (1783-1848).

Радимовский мир — это мир русской деревни, каким он сложился на протяжении столетней своей истории, каким закрепился в сознании народа. Труд, быт, нравственность, эстетика и обычаи в силу своей традиционности приобретают в нем как бы значение второй природы. Состояние этого мира почти лишено какой бы то ни было конфликтности. Поэт «знает только светлые тона. Нигде не встретится у него нота печали, надрыва или тоски. Все эпитеты его одобрительные, любовные, радостные, а слова ласковые, сочувственные... Его оптимизму нет пределов, и словно не ведает он, что существуют явления неприятные, впечатления тягостные и мысли горькие и печальные. Вероятно, только он один умеет изображать смерть в таких красках, что кажется, будто и умереть приятно. В самом деле, что может быть более заманчиво? Тут тебе и бабы, накладывающие семитки на глаза, „чтобы взоры закрыть», и тело омывают, рубаху надевают чистую, портки холщовые, лапти новые, и свечи горят, и псалтырь грамотеи читают, приходят соседи, все смотрят на «лик покойника». Гроб тесаный, новый: „черным покровом в краях с позументом играет настойчивый ветер...» Все делается истово, как полагается. За похоронами поминальный обед, лапша из петуха, рюмка вина. Да и о чем горевать в этом мире, где смерть наводит на самые простые мысли? Каждый знает, что его снарядят в свой неизбежный черед. Будет так же лежать он на столе „успокоенный миром смерти — награды людской за трудовые дела», и уйдут с его могилы провожающие с незамысловатым выводом „был человек, и теперь в землю навек отошел».

Радимовский мир знает единственный вид конфликта — это трудовое напряжение человека, рассчитанное на благотворный контакт с природой, определяемое «путями солнца». Отсюда и ее своеобразная поэтизация, отбор явлений, так или иначе сопряженных с последующими плодами земледельческого труда: тепло, дружное таянье снега, утренники, предвещающие урожай определенных злаков, водополье, бабье лето, грозы, погожие во время уборки дни, ясное небо, синяя дымка далей, прилет и отлет птиц; часто изображаются непосредственные дары труда и природы: спеющая рожь, урожай, греча, покос и сенокос, горох, пчелы, сад, лес, грибы, ягоды. Все бытие предстает в своих круговращениях: обороты времен года и связанного с ними трудового процесса, производственное круговращение созданного руками человека материального мира (рубка избы, расчистка гумна, покупка новой телеги), круговращение самой человеческой жизни (рождение, детские забавы, влечения юности, брак, трудовая зрелость, спокойная мудрость старости, смерть). Поэт находит выразительные, исчерпывающие определения, метафоры для изображения всего многообразия этого идеально саморазвившегося мира. Стихи отличает многообразие человеческих типов, начиная от крестьянских русоголовых ребятишек и до степенных хозяйственных мужиков, одиноких старух, находящих бесхитростные радости в своей угасающей жизни. Рубинсовская сочность в изображении деталей, античный гекзаметр, как бы подчеркивающий и объединяющий изобразительность и философичность, — знаменательные компоненты радимовского стиха. Осязаемая и зримая вещность его образов близка поэтической практике акмеистов («Анис поспел. Он кумачовым боком Сквозит румяный в прорези листвы...». Ритмически скованный гекзаметром, статичный и чуждый даже намеку на историческое развитие, поэтический мир радимовской деревни подводил черту не только патриархальному крестьянскому бытию, но и собственному творчеству поэта, по складу своего дарования не способному к восприятию исторической динамики, чего властно требовала от поэзии новая, ломающая свои устои пореволюционная деревня. Двумя последними книгами «Земное» и «Телега» (1926), фрагментарно повторяющими сборник «Деревня», завершилась поэтическая деятельность П. Радимова как певца патриархального крестьянского уклада.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Эстетика символизма в поэзии Павла Радимова.