Эстетические взгляды Джорджа Элиота

Главный полемический смысл высказываний Элиот — борьба со всяким романтическим преувеличением, романтическим отходом от действительности (в том числе у современного ей неоромантизма). Но, в соответствии с общей тенденцией позитивистского реализма второй половины века, Элиот нападает и на якобы «романтические» моменты в классическом реализме 30—40-х годов, которые на самом деле свидетельствуют, о силе этого реализма — об умении подлинных реалистов наперекор условиям буржуазного общества, которое, как известно, дли искусства не благоприятно, создавать произведения с большими, значительными героями и с напряженным драматическим действием. В этом отношении Дж. Элиот в какой-то мере капитулирует перед прозаичностью буржуазного общества.

Однако этот общий вывод нуждается в ряде существенных оговорок. Во-первых, в своем творчестве Элиот не всегда следует своим программным декларациям. Во-вторых, эти декларации направлены не столько против французского, сколько против английского реализма первой половины XIX века, в котором элементы романтической условности и вправду были очень сильны (Диккенс, Ш. Бронте, Бульвер).

В-третьих, незначительность, обыденность героев и обстоятельств Элиот обычно рассматривает не как достоинство, а как недостаток современного общества, протестует против них, ибо остаются не раскрытыми возможности, заложенные в природе человека.

Наконец, и это самое главное, Элиот различает внутри общества трудовые слои — и в их быте, их морали, их языке черпает материал для сильных, красочных произведений.

Вот почему, хотя Дж. Элиот, конечно, не столь крупный писатель, как Диккенс и Теккерей, она все же — значительная фигура в истории английского реализма.

Рассматривать произведения писателя в строго хронологическом порядке не всегда правильно. Последовательность произведений в «Человеческой комедии» или и «Ругон-Маккарах» обладает своей собственной внутренней логикой, не зависящей от того, какой роман был написан раньше, а какой позже. Но для понимания продоведений Элиот хронологический принцип очень важен. Ведя переговоры с издателем, Элиот писала ему: «Я предпочитаю, чтобы мои сочинения появлялись в том порядке, в каком они написаны, потому что они принадлежат к последовательным духовным фазам».

По существу творчество Дж. Элиот резко делится на два периода, гранью между которыми служит ее исторический роман «Ромола» (1862—1863).

Различие между двумя периодами определяется, прежде всего, тем, что в первый период Дж. Элиот жила накопленными воспоминаниями детства и запомнившимися с детства рассказами окружающих. Материалом для этих произведений служила жизнь отца и матери Элиот, ближайших ее родных и жителей ее родного уголка провинциальной сельской Англии. Все произведения этого периода обладают тематическим единством, описывают быт одной и той же местности, герои говорят на том же северном диалекте — и, если бы Элиот сохраняла для героев разных романов те же имена, были бы все основания воспринимать эти книги как законченный единый цикл. Быстрота появления этих романов (по одному в год) подтверждает, что материал был уже весь в голове и легко ложился на бумагу. Дж. Элиот вошла в историю литературы главным образом именно этими первыми книгами, когда она, по известному выражению, пила из своего, хоть и небольшого, стакана. Из всего, что написано ею позже, только «Миддлмарч» — подлинно значительная книга.

Однако Элиот не могла слишком долго задерживаться на первом периоде, в частности потому, что тогдашняя ее тематика все же была узка и однообразна. «Каждый из нас, — говорит Элиот в одном письме, — накопил свой маленький запас — два или три убеждения, плод нашего характера и опыта, и равно опасно играть на этих струнах слишком долго — и затрагивать другие струны, которые не являются нашими убеждениями, а представляют собою только заимствования и чужое эхо».

Во второй период, который начинается с «Ромолы», кругозор Элиот значительно расширяется. Она уже не ограничивается изображением крестьян и ремесленников, рисует и высший свет и буржуазию; в ее романы входят проблемы политики, избирательной борьбы, развития науки и искусства. Для каждого романа она теперь изучает немало специальной научной литературы и работает над каждой книгой от трех до пяти лет. Но во всех этих книгах меньше своего, меньше колорита, характерного именно для Элиот, нет свежести и красочности ее первых произведений.

К первому периоду относятся: «Сцены из жизни духовенства» (1858), «Адам Бид» (1859), «Мельница на Флоссе» (1860) и «Сайлес Марнер» (1861), а также два рассказа — «Поднятая завеса» (1859) и «Братец Джейкоб» (1860).

Элиот не принадлежит к писателям, которым приходилось долго добиваться славы. Первая же ее книга была с восторгом встречена литературными кругами, в частности, Диккенсом и Теккереем, а вторая сразу нашла дорогу к самому широкому читателю.

О «Сценах из жизни духовенства» Диккенс писал: «Я никогда не встречал такой правды и такой художественности, какими дышат юмористические и патетические сцены этих повестей».

Чтобы понять, почему эта первая книга Элиот произвела такое большое впечатление, надо почувствовать то повое, свежее звучание, которое Элиот внесла в литературу XIX века. Вот одна из первых страниц первой ее повести:

«Читатель! Пил ли ты когда-нибудь такой чай, какой в эту минуту мисс Гибс передает мистеру Пилигриму? Имеешь ли ты понятие о сладкой крепости, о живительной нежности чая, в меру смешанного с настоящими деревенскими сливками? Нет, по всей вероятности, ты — жалкий горожанин, называющий сливками белесую жидкость, которую продают мельчайшими грошовыми порциями. Понятие твое о корове сливается с белым гипсовым животным, выставленным в окне молочной лавки, тебе неизвестна поэтическая история настоящих слиток, подобных тем, которыми мисс Гибс потчует мистера Пилигрима: как сегодня утром они еще находились в сосцах больших гладких животных, что толпились под навесом и с нетерпеливым мычанием ожидали своей очереди; как они, со звуком мерным и приятным, падали в ведро Бетти, распространяя в свежем воздухе пленительный запах; как их перенесли в этот храм студеной чистоты в молочную, где они тихо отделились от не столь благородного молока и в мягкой белизне ждали, чтобы ложка мисс Гибс перенесла их в стеклянный сливочник».

Для деревенского читателя произведение, начатое с такой поты, было близким и родным, «жалкого горожанина» оно привлекало своей необычностью. В ту пору Теккерей описывал высшее общество, Диккенс, Ш. Бронте, Гаскелл — городские буржуазные и мелкобуржуазные круги, а попутно и быт рабочих; творчество Элиот заполнило пустоту, образовавшуюся с конца XVIII века в изображении сельской Англии.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Эстетические взгляды Джорджа Элиота . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Как выражаются конфликты, которые лежат в основе ранних произведений Элиот?

Следующее сочинение из данной рубрики: Пример приема слова учителя – Джеральд Даррелл (1925-1995)

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Эстетические взгляды Джорджа Элиота.