Эссе на тему: Идеи нравственности

Каждый человек в этой жизни хотя бы раз становился на неправильный путь лжи и несправедливости. Не всегда приятно слышать горькую правду. Я считаю, что в некоторых случаях лучше услышать сладкую ложь, чем потом страдать от правды. Здесь будет уместно сказать о пьесе Александра Вампилова «Старший сын». В произведении все начинается с вранья, то есть с вранья Бусыгина: «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют». И поначалу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить молодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно брошенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его — своего старшего сына.

Росший без отца Бусыгин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализовавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяющим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происходит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит. Когда, наконец, раскрывается, что все — выдумка, вранье и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бусыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он говорил о всевластии толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блаженного», взваливая на себя заботы чужих людей. И вот это вранье Бусыгина помогло ему найти свою семью, свой родной дом. Это еще раз подтверждает, что врать людям — лучший способ избежать каких-либо проблем.

Еще одним замечательным произведением является роман Ч. Айтматова «Плаха». Главный герой — Авдий Каллистратов. Это персонаж, который верит в Бога, проповедует всем людям свою теорию, направляет их на путь истинный. А поэтому, чтобы помочь людям, он устраивается на работу в одну из местных газет. Авдию предлагают написать статью о наркомании. И он соглашается. Его соседями оказываются люди, которые уже утратили смысл жизни, они живут одним днем, у них одна цель: алкоголь и наркотики. Каллистратов пытается им помочь, но они уже настолько отошли от общества, что стали как звери. Но в чем же виноват Авдий? В том, что он пытается помочь людям. Наше общество пришло в упадок: от жизни ему ничего не надо, кроме наркотиков и алкоголя. И в результате Авдий погибает из-за жестокости людей, от их коварства. Всю свою жизнь он провел наедине с самим собою, отстаивая свои собственные взгляды, свои интересы. И можно сказать, что «честно прожить» ему удалось.

Я считаю, что в нашей жизни очень много лжи и несправедливости, конечно, каждый человек имеет право выбрать свой путь, солгать или сказать правду. И чем человек больше приносит добра обществу, тем ему легче прожить жизнь.

Идеи нравственности просты, как жизнь, и, как она, сложны. Казалось бы, от нас требуется всего лишь соблюдение определенных обязанностей. Но такого рода обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и общественной деятельности, в семье, по отношению к друзьям, окружающим людям и природе. И как бывает порой сложно поступать согласно определенным правилам, хотя прекрасно осознаешь, что честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку.

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: трудолюбие, совестливость, доброту, честность», — незадолго до смерти писал В. Шукшин. Во имя этих непреходящих духовных ценностей были созданы великолепные рассказы В. Астафьева и В. Шукшина, чудесные произведения В. Распутина и Ч. Айтматова.

Писатели преследовали лишь одну цель: растревожить наши души, сделать нас неравнодушными. Они пытались воспитать в нас, читателях, истинную нравственность, научить жить по совести.

Наиболее острым и злободневным является, по-моему, роман Ч. Айтматова «Плаха». Произведение отличается постановкой нравственных вопросов, вставших перед нами в последние годы. Одно из главных действующих лиц в романе — Авдий Каллист-ратов, молодой человек с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный, отличающийся смелостью и верой в свои убеждения.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мысли, знает историю церкви и философию христианства. Ведь Каллистратов учился в высшем церковном учреждении. Однако движимый идеей ревизии церкви, Авдий отвергает философию религии, за что исключается из духовной семинарии.

Однако несмотря ни на что, Авдий стоит еще на позициях христианства, и ему не может быть безразлична жизнь общества. И потому, увлеченный идеей служить Родине, Каллистратов устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих статьях отразить реальное положение вещей в стране. И поначалу его заметки являются примером гласности, но очерк о наркоманах в казахстанских степях не получает должного внимания. Видимо, кому-то не понравились правдивые высказывания автора. Авдий оказывается в затруднительном положении. И вновь в его жизни встают вопросы: «Что делать? Как жить дальше?». Трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Каллистратова к осознанию необходимости перевоспитания людей религиозным путем. Прекрасно осознавая последствия своих действий, Авдий все же не изменяет своим принципам, остается честен с самим собой, исполняет моральный долг. И вновь он в степях Казахстана. Но люди, в упор расстреливающие животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают Авдия Каллистратова.

Поистине трагический финал: обрывается жизнь совсем еще молодого человека. Но тем самым автор призывает задуматься о судьбе Авдия, еще раз проследить его жизненный путь. И тогда понимаешь, что все сознательное существование Каллистратов провел в гармонии с самим собой, отстаивая собственные взгляды и идеалы, и постоянно стремился быть полезным людям. Можно сказать, что «честно прожить» ему удалось.

Затрагивая нравственные проблемы, нельзя не упомянуть творчество В.М. Шукшина. Являясь продолжением лучших традиций классической литера-туры, Василий Макарович всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он пытался прежде всего помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности, жить согласно долгу и совести.

Затрагивая тему чести и совести, следует вспомнить один из лучших рассказов Шукшина — «Охота жить». Примечателен он тем, что добро и зло показаны «в прямой схватке».

Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину.

В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: «Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные». Эти слова выразили источник зла. Именно с целью наживы совершаются многие преступления.

В противовес злу и жестокости, которые присутствуют в рассказе, ставятся поступки, действия охотника Никитича. Понимаешь, что право зваться «человеком необыкновенной доброты» и «открытой души» он заслужил исключительно своими благими поступками. Ведь даже столкнувшись со злом, этот человек не отступился от своих принципов и протянул руку помощи.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Эссе на тему: Идеи нравственности . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Вечные вопросы: о любви, о дружбе, о взаимоотношениях людей

Следующее сочинение из данной рубрики: Русский язык достоин любви и пристального изучения

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Эссе на тему: Идеи нравственности.