Доминирующие принципы барокко и классицизма

По свидетельству авторов многотомной «Истории эстетической мысли», понятие «барокко», внедрили в период Просвещения для обозначения определенного типа европейской живописи и скульптуры. Сначала он значил лишь декорации, необычные украшения. Потом распространился на архитектуру (в частности на культовые сооружения), в которой наблюдалось отхождение от классических форм, а впоследствии охватил и другие виды искусств, в том числе и литературное творчество. Западно­европейская литература XVII века с ее изысканными эпитетами, панегириками, красочным языком, была отнесена к барокко.

Один из выдающихся теоретиков и практиков барокко Лоренцо Вернини (1598 —1680 гг.) считал, что условием прекрасного есть его величина, то есть размеры предмета, который считается прекрасным. Уже сама природа наделяет свои предметы качеством прекрасного, а человеку остается только распознать это прекрасное в творениях природы. Человек же одарен особенным творческим даром. Гений должен не только завладеть всеми достижениями природы, но и победить ее. Развенчивая миф как воплощение объективной идеи прекрасного, теоретики барокко подошли к необходимости вводить к сфере познание и такие категории, которые раньше не были предметом литературы и искусства. То есть в природе не осталось ничего, что могло бы стать предметом художественного освоения.

Доминирующим принципом эстетики барокко стала иллюзорность. Литература должна не только нести образование в массы, но и создавать в них определенную иллюзию. Читателя нужно буквально ошеломлять, вынуждать удивляться, а это можно осуществить с помощью введения к произведению странных картин, необычных сцен, нагромождения образов, красноречия героев. Примером подобных произведений стала поэма Джамбаттисти Марино «Адонис» (в 1623 г.). Говоря о поэтическом вымысле, один из теоретиков барокко Т. Коррео (XVII ст.) считал, что поэт может разрушить естественный порядок вещей в интересах художественного размещения материала. Другой теоретик барокко — Дджованни Каприо — считал поэтическое творчество высшим родом творчества, потому что она может воспроизвести видимое и невидимое в окружающей действительности. И делает это поэзия, применяя слово как надежное средство имитации. Слово в художественном тексте имеет ценность, с одной стороны, как образ, а с другой — как понятие. А это значит, что слово способно воспроизвести как реальный мир, так и мир, ирреальный, вымышленный, додуманный, созданный фантазией художника. В сущности, это была ревизия аристотелевского взгляда на природу поэтического искусства, который продолжал доминировать и в искусстве времени Возрождения. Индивидуальное виденье мира, в отличие от античного мимезиса, в барокко стало рассматриваться как большое достижение художника, своеобразная его привилегия... Эстетика барокко наотрез отказалась от дидактичной функции поэтического искусства. Франческо Патрици (1529— 1597 гг.) считал, что «изображение может быть лишь выражением воображения поэта, которое не является однако, чертой, характерной исключительно для поэзии, поскольку экспрессия свойственна всем людям, а не лишь поэтам». «Предметом поэзии, — пишет Патрици, — должно быть то, во что невозможно поверить, что является настоящим фундаментом необыкновенности, которая и обязана составлять главный предмет каждой поэзии». Как отмечает Д. Наливайко, «мир перед человеком появился в бесконечности времени и пространства, в резких контрастах и глубоких противоречиях». Однако барокко не дало своих теоретиков, и постепенно утверждается классицизм, философской основой которого стал рационализм Рене Декарта (1596—1653 гг.). Декарту принадлежит идея очистки философской мысли от гуманистических наслоений времени Возрождения, ориентация ее на чистую объективную природу, лишенную специфического человеческого момента. Главной чертой его философии был дуализм, то есть разрыв реальной действительности на две замкнутых зоны, которые никоим образом не могут сосуществовать одна без другой, — духовную и материальную. Такие идеи были созвучны общественным настроениям во Франции времени Людовика XIV, который стремился не только государство, но и литературу и искусство, привести к определенной отлаженной системе. Идеи рационализма Декарта были взяты на вооружение Никола Буало-Депрео (1636— 1711 гг.), какой разработал теоретические постулаты классицизма. Его труд «Искусство поэтическое» (в 1674 г.) проникнутая духом суровой регламентации, как этого требовала философия Декарта. Художественная правда должна быть подчиненной уму и полностью отвечать вкусам людей из аристократических кругов. Ум является верховным судьей не только истины, но и красоты. Умное начало доминирует над чувствами и художественным воображением. Творческий процесс может осуществляться лишь в определенных пределах, вдохновение существенного значения для художника не имеет. Буало неоднократно отмечал, что поэт должен подражать природе. Отождествляя восприятие красоты с рациональным познанием истины, он считал, что эстетичное наслаждение, как и художественное творчество, является лишь дополнительным украшением будничной действительности. Любой поэтический образ является лишь ярким нарядом для рациональной идеи. Н. Буало установил определенную иерархию жанров, провозгласил правила трех единств. Пытаясь вписать творческий процесс в гармонию и симметрию действительности, французский мыслитель в действительности оберегал искусство от жизни, которым оно является. Герои классицизма должны быть изысканными, говорить отборным языком. Эстетичная теория приобрела резко выраженного нормативного характера, сделав искусство делом элитарным. Идеалом стал обобщен человеческий тип, в котором преобладали абстрактные представления художника, а не житейская правда. Однако, невзирая на ряд недостатков (особенно исторический взгляд на прекрасное), теоретико-литературное учение Н. Буало свидетельствовало о прогрессе в эстетичном развитии общества. Творчество Корнеля, Расина, Мольера как наибольших художников времени классицизма убедительно довела тщетность попыток загнать художника в прокрустово ложе абстрактных представлений и идей. Уже Корнель своим заявлением о правомерности неправдоподобных сюжетов, о возможности выхода драматичного действия за пределы суток заявил протест против догматизма эстетики рационализма классицизма. Более внимательным к жизни, чем к классицистичным канонам, обнаружил себя Мольер. Да, в «Критике «Урока женам» (в 1661 г.) он заявил, что когда пьесы, написанные в соответствии с нормативами, не воспринимаются зрителями, то нужно менять теоретические установки. Как художественное направление классицизм не был сугубо французским явлением. Сформировавшись еще в первой половине XVII века в Германии, классицизм стал существенной вехой в развитии немецкой литературы между временем Возрождения и временем Просветительства. Большая заслуга в этом принадлежит Мартину Опицу (1597—1639 гг.), реформатору немецкого литературного языка, стихосложения на силлаботонической основе. Главные требования Опица — подражание античным образцам и творцам современных поэтов Италии, Франции и Голландии.

Цель — развитие отечественной литературы, доведение ее до уровня мировых художественных образцов. Одним из нововведений М. Опица стало александрийское стихотворение, способное к воспроизведению человеческого величия и достоинства. Идеал немецкого теоретика — совершенный герой, который приобрел дидактичный характер. В переходное время от классицизма к Просветительскому заметное место занимает труд Йоганна Кристофа Готшеда (1700—1766 гг.) «Опыт критического искусства и поэзии для немцев» (в 1730 г.). Продолжая традиции М. Опица, опираясь на труд Н. Буало, он предлагает реформировать немецкую литературу и театр в духе установок классицизма, которые объявляет обязательными для всех художников. При этом он требует от писателей произведений морально дидактичного звучания. Теория поэтического искусства, по мнению немецкого исследователя, создает поэзию, ей принадлежит руководящая роль в развитии литературы.

В теории драмы Готшед требовал жесткого соблюдения правил трех единств, разделению жанров на высокие и низкие. Монологи не должны иметь места на сцене. Все это мешало полнокровному раскрытию характеров героев, вело к догматизму и схематичности, за что Готшеда критиковали швейцарские писатели Йоганн Якоб Брейтингер и Йоганн Якоб Бодмер. Они ориентировали писателей на широкое использование возможностей художественного домысла и вымысла. Литературоведческие труды Н. Буало, М. Опица, И. К. Готшеда и других ученых фактически подготовили теоретическую базу для перехода от классицизма к Просветительству. 

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Доминирующие принципы барокко и классицизма . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Сила поэзии Тычины

Следующее сочинение из данной рубрики: История нашей литературы

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Доминирующие принципы барокко и классицизма.