Что понимать под сочинением

Это исключительно важная для развития личности деятельность. Ее цель заключается в истолковании художественного произведения, наделении его личностным смыслом. Тем самым затрагиваются глубинные структуры личности - ее ценностно-смысловая сфера.

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акты рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.

Сочинение на заданную тему побуждает его автора выделять в художественной информации главное, синтезирует, как бы "сплавляет" читательские представления, создавая читательский "вариант" произведения. Иными словами, сочинение служит формой "смысловой компрессии" текста, способом его осмысления, что позволяет рассматривать сочинение как феномен смыслового чтения.

В концентрированном виде наше понимание можно выразить следующим образом. Сочинение по литературе есть форма взаимодействия читателя с авторским текстом, средство его смысловой реконструкции, способствующее более глубокому постижению литературного произведения. Сказанное позволяет иначе взглянуть на ставшее традиционным обучение сочинению как репродуктивно-конструктивной деятельности, когда процесс работы над сочинением заключается в воспроизведении "своими словами" хрестоматийных знаний.

Принципиальные свойства такого подхода

К изложенному пониманию сочинения необходимо сделать два добавления, касающихся особенностей данного подхода и характеризующих его принципиальные свойства.

1. О личностно ориентированном характере обучения. Структурно-функциональный подход исключает трактовку сочинения как совокупности рассуждений, отражающих способность автора к более или менее последовательному воспроизведению готовых знаний о произведении. Сочинение как структура - особо организованное целое. Все элементы его находятся в определенном взаимоотношении, при котором изменение одного влечет за собой изменение остальных. Отношению элементов может дать начало только личность автора сочинения, что полностью исключает репродуцирование общих мест.

В границах данного подхода сочинение - это продукт открытия личностных смыслов и "личных" знаний, определяющих его сугубо творческий характер. Поэтому знания о литературном произведении, воплощенные в таком сочинении, - это всегда знания индивидуальные, "личные", наиболее глубокие, прочные и ценные для субъекта.

2. О целостности процесса обучения. Структурно-функциональный подход к процессу сочинения подразумевает, что его элементы рассматриваются как функции со многими связями. Иными словами, любой шаг сочинения есть явление, зависящее от других и изменяющееся по мере изменения этих других явлений. Планируемый результат каждого шага - всегда отношение. Например, это отношение темы к задаче, заключенной в ней; задачи - к главной мысли, тезиса - к структуре, ключевых понятий - друг к другу. Вне этих связей творческий результат просто не существует. Простое перечисление шагов ничего не даст, поскольку, входя в различные структуры целого, один и тот же элемент деятельности приобретает различный смысл.

Процесс "выяснения отношений" всегда личностно значим и интересен учащимся, поскольку он предполагает поиск и собственные открытия в области смыслов.

Два пути освоения деятельности

Для характеристики процесса обучения приемам сочинения важно учитывать, что может быть два пути их усвоения: стихийный и управляемый.

1. Стихийный путь. Действия не выступают как специальные предметы усвоения. Их становление идет лишь по ходу написания сочинений, где они занимают место средств и поэтому не осознаются. Обучая сочинению, учитель обычно полагается на "сочинительский" опыт учащихся и не уделяет специального внимания той предметной ситуации, которая должна моделироваться, переводиться в речевое высказывание. При этом негласно предполагается, что учащиеся понимают, что такое сочинение, какую задачу ставит оно перед пишущим, какие существуют отношения между элементами сочинения. Поэтому обучение сочинению сводится к рекомендациям "раскрывать тему", "соблюдать логику", "приводить цитаты", "делать выводы".

В этом случае формирование умений создавать текст как обусловленное личностными смыслами взаимосвязанное целое растягивается и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Но даже и там, где формируются необходимые умения, они остаются недостаточно осознанными, недостаточно обобщенными и в результате этого ограниченными в своем применении теми частными условиями, в которых они возникли. Как правило, при написании всякого нового сочинения учащиеся вновь испытывают значительные трудности: не знают, с чего начать, как выстроить текст, к чему прийти.

2. Управляемый путь. Приемы сочинения выступают как предметы специального усвоения. Мы пришли к выводу, что основная причина затруднений, с которыми обычно сталкиваются учащиеся при написании сочинения, заключена не в информационной части деятельности (про что писать), а в ориентировочной (что сказать и как), содержание которой лежит вне литературного текста.

Учитывая это и понимая значение ориентировочной основы действий, мы поставили задачу: найти обобщенные способы деятельности, которые могли бы служить фундаментом для любого сочинения. Методика построения всякого связного текста должна была выступить для учащегося в качестве ориентировочной основы, определяющей путь написания сочинения.

Вследствие управления процесс формирования действий резко сокращается во времени и приводит к усвоению заданных приемов с заранее намеченными свойствами.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Что понимать под сочинением . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Без ничего не может жить человек

Следующее сочинение из данной рубрики: Енисейская этноязыковая группа

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Что понимать под сочинением.