Брюсов Валерий Яковлевич биография – Часть 3

В годы реакции поэзия Бюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса «Венка». Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости, одиночества («Умирающий костер», 1908; «Демон самоубийства», 1910, и другие). Но и в этот период его творчества в сборнике «Все напевы» (1909 — сборник имеет переходный характер), «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916), «Девятая камена» (1916 — 1917; отдельным изданием не вышла), «Последние мечты» (1920, собраны стихи 1917 - 1919 годов) поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции.

Оригинальное художественное творчество Брюслва не исчерпывается стихами. В 1907 году он выпускает книгу прозы «Земная ось», в которую вошли ряд новелл и драма «Земля», названная Блоком «произведением предельно высоким». В 1908 году выходит исторический роман Брюсова из жизни Германии XVI века «Огненный ангел» (С. Прокофьев написал на его основе оперу), а затем появляются еще два романа и повесть из истории Древнего Рима — «Алтарь Победы», «Юпитер поверженный», «Рея Сильвия» (1911 - 1916). Как и в антологических стихотворных циклах, прошлое в прозе Брюсова, представленное со скрупулезной научной точностью, проецируется на настоящее, служит художественной разработке актуальных проблем современности.

Зная основные классические и новые европейские языки, Брюсов активно выступал как переводчик. Он переводил Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Уайльда, Расина, Мольера, Байрона, Гете, Вергилия и многих других. Именно он открыл русским читателям Верхарна, Райниса, финских и многих (более сорока) армянских поэтов. Брюсов создал теорию перевода, не потерявшую своего значения до сих пор (статья «Фиалки в тигеле», 1905; предисловие к переводам Верлена, 1911; рецензия «Верхарн на прокрустовом ложе», 1923, и другие).

С начала столетия развертывается многогранная литературно-критическая деятельность Валерия Яковлевича, автора более шестисот статей и рецензий, из которых свыше восьмидесяти посвящено изучению Пушкина. Баратынский, Фет, Тютчев, Каролина Павлова, , Блок, акмеисты, футуристы, античные и европейские авторы вошли в необычайно широкий круг научных и критических интересов Брюсова.

В годы первой мировой войны, которая на первых порах представлялась Брюсову последней войной человечества на пути к вечному миру («Последняя война», 17 июля 1914 года), поэт вновь испытал милитаристский азарт и шовинистический энтузиазм, но вскоре, побывав в качестве корреспондента «Русских ведомостей» на фронте, он понял ужас человеческой бойни и возвысил против нее свой голос («Тринадцатый месяц», 1917; «За что?», 1918).

В Октябрьской революции Брюсов увидел реальное воплощение героического пафоса истории и стал искренне и активно сотрудничать с Советской властью. Он работал в Книжной палате, Наркомпросе, Госиздате, преподавал в Московском университете, в Коммунистической академии и в Институте слова, организовал в 1921 году Высший литературно-художественный институт и стал его ректором и преподавателем. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию.

Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвер­тый, последний период его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922) и вышедшим уже после смерти поэта сборником «Меа!» («Спеши!») (1924). Он мучительно ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и адекватного воссоздания в искусстве революционной действительности («Третья осень», «К русской революции», 1920; «У Кремля», 1923, и другие). В сборниках «Дали» и «Меа!» Брюсов представляет образ­ны «научной поэзии» («Мир электрона», 1922; «Мир N-измерений», 1924, и др.). В 1919 году выходит его стиховедческая работа «Наука о стихе». Многие отклики Брюсова на революцию были риторичны и маловыразительны. Сказалось внутреннее несовпадение его сложившегося жизнеощущения с его же новой эстетической программой творчества.

Валерий Яковлевич Брюсов скончался в Москве 9 октября 1924 года.

В Брюсове помимо творческого дара художника жил неукротимый дух исследователя, который вознамерился найти рационалистические «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, а также понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития. Он внес значительный вклад в русскую культуру. Его творчество отразило этапы идейного развития не только самого поэта, но и русской литературы рубежа XIX — XX веков.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Брюсов Валерий Яковлевич биография – Часть 3 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Деревянный мост (повторение, безличность) (Разное Кафка Ф.) [1/2] – Часть 1

Следующее сочинение из данной рубрики: Программа по литературе 5–11-й классы¹ – Часть 6

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Брюсов Валерий Яковлевич биография – Часть 3.