Без названия

Разность судеб (при едином итоге - в глазах молодежи они люди отставные, "отпетые") объясняется разностью характеров братьев: гармония душевной жизни у одного брата и явная дисгармония у другого. Николай Петрович "любил помечтать"; деревенская жизнь развила в нем эту способность". Напротив, Павел Петрович, словно истый петербуржец, "не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...".

Сухая и страстная - противоречивая характеристика будто указание на глубокий внутренний конфликт в его душе, который и раскрывается в романе. Такие люди склонны к иронии и преувеличенному мнению о собственных способностях. Тургенев выступает здесь как мастер портретной живописи, отражающей духовную суть человека.

По свойствам своего душевного склада Павел Петрович предрасположен к роковым случайностям. И, следовательно, к крутым поворотам судьбы. Но его поджидала не трагедия, а комедия.

Предмет его страсти - не самоотверженная Лиза Калитина или свободолюбивая Елена Стахова, а светская дива. "Что гнездилось в этой душе - бог весть!

Все ее поведение представляло ряд несообразностей" (3, 193). "Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел" (3, 194). Он вышел в отставку и отправился за ней в чужие края. (Впервые в русской литературе был обозначен тип инфернальной, "роковой" женщины, столь прославленной в романах Достоевского.)

История любви Павла Петровича поведана автором с иронией и с оглядкой на "Евгения Онегина" (Онегин также "чуть с ума не своротил..."). Как и пушкинский герой, Кирсанов оказался человеком неприкаянным. "Как отравленный, бродил он с места на место; он он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал" .

Не правда ли, это описание могло бы составить эпилог онегинской любви? Но время было другое, и тоскующий Павел Петрович нашел успокоение, хотя и временное, в деревенской глуши, тем более что и княгиня Р. к той поре скончалась. В том же пушкинском юмористическом ключе изображена жизнь его деревенских соседей. Они уважали Павла Петровича "за его отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал" (3, 196). В их глазах он словно являлся живым воплощением их неприхотливых жизненных интересов. Но для свежего взгляда того же Базарова он мог восприниматься лишь как "архаическое явление".

Пренебрежение Базарова тем более болезненно для Павла Петровича, что тот сын того самого полкового лекаря, который когда-то служил у его отца-генерала. Это обстоятельство еще более усиливает в Павле Петровиче желание поставить на место самоуверенного "лекаришку". Однако в идейных спорах с Базаровым, как и в сфере чувств, он терпит полное фиаско. Тем не менее, его не покидает уверенность, что они с братом "правее этих господчиков". В чем "правее" - прямого ответа нет. Возможно, в том, что Павла Петровича коснулся энтузиазм веры прежних лет (а источник энтузиазма - прежде всего поэзия Пушкина, к которой постоянно обращается его младший брат, чем вызывает насмешки Базарова).

Сюжетная линия Павла Петровича выстроена художественно убедительно и по-тургеневски лаконично: его жизнь последовательно идет под уклон. Кульминация конфликта Павла Петровича с Базаровым - их дуэль, которая для противников имеет прямо противоположное значение. Дотошных исследователей весьма занимает психология поведения Павла Петровича: какова истинная причина, подвигнувшая его на поединок, - тайная ревность или рыцарское стремление заступиться за честь брата. (Жизнь сыграла с Тургеневым свою шутку: осуждая устами Базарова дуэль как нелепость, дворянский предрассудок, он в том же году почел для себя необходимым вызвать на поединок Л. Толстого. Слава Создателю, у друзей хватило мужества объясниться, и дуэль не состоялась.)

Психология дуэлянтов, бывает, не всегда ясна. И в данном случае представляется, что обе "причины" для Павла Петровича лишь предлог. Поверженный в словесных баталиях, он идет ва-банк. Ущемленное самолюбие требует удовлетворения: нужен лишь повод. За неимением возможности, как встарь, выдрать Базарова плетьми на конюшне, он прибегает к "джентльменскому" способу разрешения спора. Оскорбление (даже мнимое) может быть снято лишь кровью. И кровь проливается, но...

С точки зрения обычных представлений о дуэли и ее последствиях все выглядит комично. Павел Петрович слегка ранен в ляжку, соперники тут же превращаются один в лечащего врача, другой - в пациента. Перепуганный же секундант, лакей Петр, сам требует врачебной помощи. (В дуэли Онегина и Ленского секундантом тоже выступает слуга, но у Пушкина все серьезно.)

В истории Павла Петровича его дуэль с Базаровым - наиболее смешной эпизод. И не он ли подвигнул позднее Тургенева высказать сожаление: "А меня уверяют, что я на стороне "Отцов"... я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!" (10,350).

Не будем, однако, спешить соглашаться с полемическим суждением писателя. Эта нелепая дуэль выглядит в романе художественно убедительно. Именно она приносит желанное разрешение запутанных отношений - все втянутые в нее персонажи осознают фальшивость своего положения и желают от нее избавиться. Кирсанов признает моральное превосходство Базарова, Базаров понимает, что ему пора уезжать из Марьина, а Николай Петрович - что ему необходимо наконец-то оформить свой брак с Фенечкой. Да и сама Фенечка, которая ранее была не прочь пококетничать с "дохтуром", перепугавшись, окончательно убеждается, что любит только Николая Петровича. Комедийная ситуация разрешается по-комедийному благополучно.

Но наиболее благотворно дуэль подействовала на старшего Кирсанова. Она помогла ему понять и самого себя, и свои чувства к Фенечке, а значит, и отношения с братом и, главное, с Базаровым.

Фенечка волновала Павла Петровича, она была для него какой-то загадкой; он искал в ней черты сходства со своей умершей возлюбленной (значит, романтические мечтания не были совсем чужды его "сухой" душе). В Фенечке воскресла для него Нелли Р. Но как с этой "воскресшей" поступить, он не знал. Несомненно, его смущало то, что она невенчанная жена брата. А Базаров? Тут Павел Петрович возомнил себя защитником ее чести и чести своего брата. Собственный рискованный (но благородный же, джентльменский!) поступок и великодушие Базарова производят на него сильное впечатление. Что-то дрогнуло в замороженной душе старого аристократа; в нем пробуждаются простые человеческие чувства: признать превосходство другого, к тому же в общественной иерархии стоящего ниже его, - нравственный поступок. Признать свое поражение - свидетельство способности к благородным движениям души. Здесь Тургенев словно прощает своему герою его барскую спесь и другие отрицательные стороны его характера, обусловленные средой и дурным воспитанием. Тем не менее, автор сохраняет по отношению к Павлу Петровичу беспристрастность и известную жесткость подлинного художника-реалиста.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Без названия . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Сюжетная линия Павла Петровича в романе «Отцы и дети»

Следующее сочинение из данной рубрики: «Тайна» Павла Петровича в романе «Отцы и дети»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Без названия.