Автобиографическое начало в повести Гоголя «Портрет»

Гоголь глубоко сознавал, что бес может проникнуть в самое вдохновение художника, и при том, что он отдавал всего себя своему делу, он понимал, что нельзя обожествлять искусство. В повести выразилось осознание Гоголем того, что искусством можно служить Богу или дьяволу. Так, узнав о судьбе написанного портрета, художник «совершенно убедился  в том, что кисть его послужила дьявольским орудием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художника с пути, порождая страшные терзанья зависти и проч., и проч..» (т. 3, с. 105). Сам Гоголь очень строго относился к своему творчеству. Начиная с первых своих произведений, он часто уничтожал их, сознавая их несовершенство, а позднее и глубоко раскаивался в них. Это подтверждает следующий случай. Раз, увидев свои книги в библиотеке у священника о. Иоанна Базарова, он сказал: «Как! И эти несчастные попали в вашу библиотеку !» Он раскаивался в своем творчестве, подобно художнику, описанному в «Портрете». Когда художник понял, что, изобразив ростовщика, он поддался нечистому, то оставил мир и ушел в монастырь, где проводил время в трудах и подвигах покаяния. В 1845 году Гоголь сам хотел уйти в монастырь, оставив литературное творчество. Об этом вспоминает в своих «Записках» дочь православного священника С. К. Сабинина - Марфа Степановна Сабинина: «Он <Гоголь>  приехал в Веймар, чтобы поговорить с моим отцом о своем желании поступить в монастырь. Видя его болезненное состояние, следствием которого было ипохондрическое настроение духа, отец отговаривал его и убедил не принимать окончательно решения» . О высоком авторитете С. К. Сабинина для Гоголя говорил тот факт, что он включил его письмо « О почитании святых» в свой сборник список из творений святых отцов. В Веймаре к С. К. Сабинину обращались многие из гоголевского окружения — С. П. Шевырев, Погодин, Бодянский. Желание Гоголя стать монахом звучит и в письме к графу А. П. Толстому «Нужно проездиться по России», включенном в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Нет выше звания, как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость» (т. 6, с.85). О том, как должен художник заботиться о душе своей, поскольку все его заблуждения могут стать соблазном для других, говорит монах-художник своему сыну: «Да хранит тебя Всевышний от сих страстей ! <…> Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится» (т. 3, с. 108). Эту же мысль  Гоголь выразил позднее в «Авторской исповеди»: «Но если он <писатель> <…> сам еще не воспитался так, как гражданин земли своей и гражданин всемирный <…>, тогда ему даже опасно выходить на поприще: его влияние может быть скорее вредно, чем полезно» (т. 6, с. 226).

Для Гоголя художественное творчество было тесно связано с душевным очищением  и духовным ростом человека. В «Портрете» художник, будучи в монастыре, прежде чем написать образ для церкви, сказал, что «трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу» (т. 3, с.103). Сам Гоголь считал свой труд над «Мертвыми душами» неразрывным с внутренней работой над собой, о чем и писал в письмах сороковых годов. В письме Плетневу в октябре 1843 года есть такие слова: «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений» . А в июле 1844 года он писал Языкову: «Ты спрашиваешь, пишутся ли «Мертвые души» ? И пишутся, и не пишутся <…> Я иду вперед — идет и сочинение, я остановился — нейдет и сочинение». Эта работа была необходима Гоголю, так как он понимал огромную ответственность писателя за свое слово, и то влияние, которое оно окажет на других. В своем «Завещании» он также высказывает мысль о высоком призвании искусства: «Я писатель, а долг писателя — не одно доставленье приятного занятия уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям» (т. 6, с.11). А в «Портрете»  в уста уже очистившего свою душу художника Гоголь вложил слова о том Божественном мире и благодарении Богу, которое вызывает в душе человека произведение искусства, вдохновляемое Духом Святым: «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». В своей повести Гоголь выразил глубокое понимание цели искусства: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего» (т. 3, с.107).

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Автобиографическое начало в повести Гоголя «Портрет» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Автобиографическое начало в «Мертвых душах»

Следующее сочинение из данной рубрики: Когда за городом, задумчив я брожу

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Автобиографическое начало в повести Гоголя «Портрет».