Апробация программ – Уроки внеклассного чтения

Апробация программ происходила на кафедре методики преподавания мировой литературы НПУ имени М. П. Драгоманова. В ней приняли участие: 10 преподавателей методики преподавания литературы, 150 учителей общеобразовательных школ, свыше 100 студентов заочной формы обучения, которые преподают в школе эту дисциплину. Последние ответили на целевую анкету. Всем были предложены одни и те же самые вопросы, а именно:

—Отвечают ли композиция и содержание учебников действующим программам по мировой литературе? Каков их научно-теоретический уровень?

—Определите преимущества и недостатки теоретико-литературных статей учебников и хрестоматий.

—Какие функции выполняют предложенные в учебниках вопросы и задачи, отвечают ли они специфике изучения мировой литературы в средних классах?

— Учитывали ли авторы учебников и хрестоматий

качество переводов художественных текстов?

Критическое изучение зарубежного и отечественного опыта издания учебников, ответы на вопросы анкеты помогли провести новые самостоятельные творческие поиски по этой проблеме. Была разработана концепция создания школьных учебников и хрестоматий.

Одним из главных положений этой концепции является тезис о том, что и учебники, и хрестоматии, прежде всего, должны быть направлены на развитие творческой личности ученика. Это пособия творчества. Одна из самых существенных сторон духовной жизни современного человека - его причастность к творчеству в широком понимании этого слова. Двадцать первый век требует от каждого из нас нестандартного отношения к работе, адаптации к современной непостоянной среде. Опыт показывает, что социальное творчество, как и талант, можно развивать, воспитывать, шлифовать... И здесь на помощь приходит пособие творчества – самая соверенная основа для понимания гармоничных отношений человека и окружающего мира.

Как указала ученый-методист Ж. Е. Клименко, «Современный учебник — это своеобразная система, многофункциональный методический комплекс, в котором все подчинено единой цели — обеспечению творческого сотрудничества учителя и учеников».

Учебник должен предоставлять учителю возможность для реализации разнообразных методических идей, материал для выбора разнообразнейших видов деятельности.

Эти идеи положены в основу учебников и пособий нового поколения, которые вышли в издательствах «Башня», «БАО», «Ленвит».

Новые программы побуждали научных работников Украины переиздать существующие и создать новые учебники и пособия-хрестоматии по школьной дисциплине «Зарубежная литература».

Анализ школьных программ, учебников и пособий-хрестоматий подтвердил, что эта проблема на современном этапе решается положительно.

Прожоджается интенсивная работа по обеспечению ВНПЗ и школ Украины научно-методической литературой. Высокого уровня в своей деятельности достигли научно-методические газеты «Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины», «Окно в мир», «Зарубежная литература», которые своевременно предоставляют учителям необходимую качественную профессиональную помощь, активно поддерживая современные методические идеи. Новые номинации в этих газетах, как-то: «Методические новации», «Урок по программе», «Творческая мастерская», «Урок внеклассного чтения», «Сценарий внеклассного мероприятия», «Лучшие учителя Украины», «Учительские проблемы» и много других, привлекли незаурядное внимание учителей.

Общественный научно-методический журнал «Тема» напечатал работу литературоведов Е. Волощук и Б. Бегуна «Техника майевтики», в которой авторы сделали попытку найти «один из возможных вариантов ответа на вопрос: как необходимо преподавать литературу?».

В издательстве «Ленвит» увидело свет пособие для учителя известного научного работника-методиста В. Исаевой «Организация и развитие читательской деятельности школьников при изучении зарубежной литературы». В пособии рассматриваются особенности формирования читательских умений и навыков школьников во время изучения зарубежной литературы в школе. Освещаются современные подходы к управлению читательской деятельностью школьников. Предлагается система методов, приемов, видов и форм учебной деятельности, направленная на развитие постоянного интереса к книге, повышению уровня читательской культуры школьников, как на уроках, так и во внеклассной работе.

В том же издательстве в серии «Зарубежная литература» вышли отдельной печатью семь выпусков «Развернутого планирования уроков» (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса) - авторы: А. Мельник, О. Исаева, Ж. Клименко, Ю. Дишлюк, О. Куцевол, Л. Богдан, С. Рудакивская.

В пособиях содержится практический материал для проведения уроков зарубежной литературы по программе 2012 года. Наряду с календарно-тематическим планированием на учебный год предлагается структура современного урока зарубежной литературы, которая предусматривает широкое использование творческих задач и игровых моментов.

Значительным событием в методической науке последних лет стало появление монографического исследования О. Исаевой «Теория и технология развития читательской деятельности старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы».

Упомянутые издания получили высокую оценку учителей-практиков, но они не в силах охватить все проблемы преподавания этой школьной дисциплины.

Использованная литература

1. Щербина В. Р. Проблемы литературного образования в средней школе. - М., 1978. - С. 18.

2. Обсуждаем проект типовой программы //Лит. в шк. — М., 1979. - №3. - С. 29-30.

3. Обсуждаем проект типовой программы // Лит. в шк. - М., 1979. - № 3. - С. 49.

4. Проект программ средней общеобразовательной школы: Русская литература. 4-10 кл. - К., 1980. - С. 3.

5. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 442.

6. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971. - С. 75.

7. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 441-442.

8. Тураев С. В. Не отделять русскую литературу от мирового литературного процесса //Лит. вшк. - 1979. - № 3. - С. 29-30.

9. Эккерман И. П. Разговоры с Гете. - М.; Л., 1934. - С. 348.

10. Программы средней общеобразовательной школы на украинском языке обучения: Мировая литература ( 5-11 кл.). - К., 1995. - С. 2.

11. Министерство образования начало работу над стандартами школьных дисциплин // Всемирная лит. в сред., нач. зав. Украины. - 1997. - № 2. - С. 3.

12. Бродский И. А. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы: В 2 т. - Минск, 1992. - Т. 2. - С. 457.

13. Денисова Т. Н., Сиваченко Г. М. Зарубежная литература: Книга для чтения - Учебник для 7—8кл. — К., 1995. — С. 236.

14. Пивнюк Н. О., Чепурко О. М., Грибницкая Н. М. Зарубежная литература: Учебник-Хрестоматия. 5 кл.: В 2 ч. - К., 1998. - С. 9.

15. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. IV - VII кл. - Л., 1968. - 386 с.

16. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. - М.,1965. - 184 с.

17. Медведев В. П. Изучение лирики в школе. - М., 1985. - С. 206.

18. Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература: Проб, учеб. для 9 кл. сред. шк. - К., 1995. - 304 с.

19. Загребельний П. Большой святости не может быть без большого греха//Факты. - 1999. – 9 апр. - С. 6.

20. Мирошниченко Л., Клименко Ж., Исаева О. Учебник нового поколения. Какой он есть. Каким должен быть // Всемирная лит. в сред, нач. зав. Украины. - 2012. - № 10. - С. 4.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Апробация программ – Уроки внеклассного чтения . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Фрагмент урока – Н. Гоголь и О. де Бальзак

Следующее сочинение из данной рубрики: Интегрирование родной и зарубежной литератур

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Апробация программ – Уроки внеклассного чтения.