Английский модернистский роман

Английский модернистский роман сложился в первой трети XX века, достигнув своего расцвета в 1920-е годы. Оригинальность модернистского романа том, что он соединил в себе на первый взгляд несоединимые элементы, присущие, с одной стороны, роману эпохи зрелого романтизма 1840—1860-х годов, а с другой — роману натуралистическому, возникшему в 1880-е годы. Писатели-романтики (Ч.Диккенс, Ш. и Э.Бронте, У.М.Теккерей) в своих сочинениях исходили из представления о внутренне цельной человеческой личности, верящей в идеал, независимой от давления социальной среды, способной на самовыражение в т. нравственно значимых поступков.

Писатели же, тяготевшие к натурализму — поздняя Дж. Элиот, Дж. Мередит и в особенности Дж.Мур, Дж. Гиссинг, Т. Харди, — опирались на естественно-научное понимание человека, поставленного в жесткую зависимость от влияния «расы, среды, момента», чем сильно ограничили его притязания на самостоятельность. «Модерные» бросали вызов главнейшему мифу островного культурного сознания — в мерную очередь вере в неповторимую самобытность британской культуры. Результатом их деятельности стало создание нового типа романа, где на первый план выдвинулась проблема свободы творчества и такого художника-творца, кот. в условиях «заката Европы» и пробужденного им хаоса методом проб и ошибок пытается придать своему худож языку образцовость, статус особой реальности, «слова в слове»

Джойс, с ранних лет проявивший способности к языкам и литературе, получил фундаментальное гуманитарное образование. Еще в Дублине он написал эссе «Портрет художника» и приступил к более пространному повествованию под названием «Стивен Герой», впоследствии переработанному в роман «Портрет художника в юности». Однако, уже эти опыты самоописания были далеки от обычных автобиографий. Джойс пытался взглянуть на себя отстраненным взглядом. Стивен Дедалус, сквозной персонаж нескольких джойсовских произведений. Их отношения модифицировались от текста к тексту — от весьма пристрастного, «субъективного» самоизображения в «Стивене Герое» до полного отчуждения своего «я» в тексте «Улисса».

В 1907 г Джойс вернулся к автобиографическому материалу и принялся перерабатывать черновой набросок «Стивен Герой» в роман под названием «Портрет художника в юности». Эпиграфом к нему стали слова Овидия из поэмы «Метаморфозы»: «...и к ремеслу незнакомому дух устремил». Тем самым Джойс еще раз напомнил о символическом смысле имени своего главного героя, Стивена Дедалуса; этим именем он еще в 1904 г. подписывал некоторые свои новеллы и письма. Стивен-художник осужден на непонимание и травлю со стороны современников. Его дух рвется ввысь, в горние высоты творчества. И уже в этом смысле он схож с создателем рукотворных крыльев, искусным мастером Дедалом, о котором говорит Овидий. В романе ему предстояло не только вскрыть поэзию той или иной среды, но и вывести персонаж, являющийся носителем этой поэзии, проекцией его творческого «я».

С одной стороны, «Портрет», изобилует приобретающими известную самостоятельность подробностями, с другой выстраивает дистанцию между автором и героем. Если сюжет черновика главным образом сводился к обретению Стивеном независимости от своего окружения, то в «Портрете художника в юности» эта линия усложнилась за счет другой — обретения автором независимости от своего героя. Для того чтобы усилить эффект интимной причастности повествователя к своему герою, Джойс воспользовался элементами так называемой техники «потока сознания». Ради же конструирования дистанции между повествователем и носителем «потока сознания» он наполнил роман стилистической динамикой, меняя манеру письма в каждой из пяти глав вместе с этапами взросления своего персонажа: детство, отрочество, юность, первые опыты творчества. Так, в конце четвертой главы «Портрета художника в юности» Стивен, увидев незнакомую девушку вдолине ручья, переживает озарение. Для героя романа этот момент — важная веха в жизни, ознаменовавшая его решение посвятить себя искусству. Но уже через страницу, в начале пятой главы, стиль романа кардинально меняется: от описания возвышенного трепета творческой души Джойс переходит к натуралистическим деталям убогой действительности, окружающей персонажа. Автор не только не отождествляет себя со своим персонажем, но и отказывается видеть в нем полноценного художника. Теперь перед читателем всего лишь «портрет в юности». По мере взросления Стивен учится отчуждать свой прошлый опыт, смотреть на себя иронически. В «Улиссе» Джойс показ-т следующий этап его жизни, пришедший на смену тому, что был описан в финале «Портрета художника в юности».

Вирджиния Вулф (1882— 1941). Вулф ставила вопрос о новых способах отображения социума. «Модернизм» Вулф носил подчеркнуто литературный хар-р, касался проблемы повествовательной техники: «Все человеч. связи претерпели изменения — между господами и слугами, мужьями и женами, родителями и детьми. А когда меняются отношения между людьми, наступает очередь перемен в религии, правилах приличия, политике и литературе», — писала оно в 1923 году.

Вулф родилась в семье влиятельного литературного издателя, философа и ученого сэра Лесли Стивена . В доме царил настоя культ книги. Своеобразным «университетом» Вирджинии, и получившей домашнее образование, стала богатая библиотека. В основе зрелых романов Вулф лежит поиск «жизни» . Для поэтики романов Вулф 1920-х годов особое значение имеют «фактура» текста — его насыщенность ассоциативными связями, лирическими отступлениями, и сюжетная композиция, объединяющая разноплановые «зарисовки» в единое целое. Роман «Миссис Деллоуей» вырос из рассказа «Миссис Дэллоуэй на Бонд-стрит».

Согласно первоначальному варианту в романе должна была преобладать сатирическая интонация, а действие в основном разворачивалось в высших сферах англ.общества. По второму варианту, сюжет должен был завершиться смертью центрального персонажа, Клариссы Дэллоуэй, во время устроенного ею приема — в результате самоубийства или несчастного случая. Композиционное единство скреплялось лейтмотивом боя часов Биг Бена. Отсюда и вариант названия — «Часы». Действие «Миссис Деллоуэй» четко укладывается в рамки одного июньского дня, охватывая семнадцать часов. Кларисса Дэллоуэй — уже немолодая из высшего общества, жена британского парламентария, готовится к приему гостей. Остальные персонажи так или иначе соотнесены с ее хлопотами, будучи приглашены на этот раут. Исключ.составляет Септимус Уоррен-Смит, ветеран Первой мир войны. Вместе с ним в роман о «ничегонеделаньи» входят темы насилия, безумия, смерти. Линии Клариссы и Септимуса разв.параллельно, практически не пересекаясь. Повествование в «М.Д» распадается на отдельные эпизоды. Каждый их них вполне самостоятелен и в то же время является частью сложного полифонического целого. Используется Вулф и такая повествовательная техника, как «поток сознания персонажей».

Самый сложный образ в романе — сама Кларисса Дэллоуэй. Вместе с тем она далека от самоуспокоенности и ощущ-т дисгармонию. Символом тайных страданий Клариссы становится комната на чердаке, где онапо ночам остается одна, подобно «монахине». Снова и снова М.Д. перебирает в памяти прошлое, пытаясь понять, как получилось, что она живет с людьми, с которыми у нее нет близости. Оказывается, в прошлом ей были знакомы сильные чувства к Геру Уолшу, к Салли Сеттон. Но она предпочла им обоим Ричарда Дэллоуэя, образцового джентльмена. Почему она так поступила? Потому,понимает Кларисса, что Ричард в минимальной степени сковывал ее индивидуальность.

Любовь Питера была настоящей и от этого слишком требовательной. Кларисса ощущает, что именно Питер мог быть тем человеком, к которому тянется ее душа, но она сознает, что он не позволил бы ей остаться самой собой. Поэтому, убедившись в бесплодности своего брака с Ричардом, Кларисса не желает ничего менять в своей жизни и удерживает Питера на привычной дистанции. Внутреннее одиночество и скрытые от посторонних глаз страдания неотъемлемая часть мира ее персонажей. |Роль Септимуса в романе — служить своеобразным двойником Клариссы, примером того, что может сделать с человеком агресивный современный мир. Сломленный ужасами войны, Септимус, потерял способность к эстетическому, лирически-тонкому приятию жизни, от чего буквально сходит с ума.Брэдшоу — единственное звено, устанавливающее перекличку между мирами Септимуса и Клариссы: на приеме он рассказывает хозяйке о смерти молодого человека. Кларисса на мгновение ощущает себя на место погибшего — мысли о самоубийстве порой близки и ей. Кларисса отличается от Септимуса тем, что способна не не только к тонкости чувств, но и к контролю над ними. Таким образом, глубинная тема романа — это открытие жизни, даруемое творческими усилиями сознания, отделяют пространство от времени и утраченное время от обретенного. Приступы тяжелого душевною рассстройства настигали Вулф как в детстве, так и в зрелом возрасте. Еще в молодости, страшась очередного приступ безумия, она пыталась покончить с собой. Весной 1941 года, после начала немецких бомбардировок (во время одной из них сгорел дом Вулфов, в рез-те чего погибла уникальная библиотека отца Вирджинии) психическое состояние резко ухудшилось. 28 марта 1941 года писательница покончила с собой, утопившись в реке Оуз.

Томас Стернз Элиот (1888— 1965) принадлежит к числу крупнейших поэтических фигур XX века. Элиот родился в Сент-Луисе, окончил Гарвардский ун-т. Первоначальную известность в Англии Элиот получил как литературный критик. ЭЛИОТ считал себя писателем Традиции, того начала в культуре, которое позволяет претворить «частные, глубоко личностные переживания в нечто более значительное и отстраненное. Его стихи не знают внутренней цельности, м свойственны фрагментарность. Элиот полагал, что поэзия должна уйти от передачи непосредственного переживания. Классический поэт всегда жертвует собой.

Любовная песнь Дж. Алфреда Пруфрока». Стихотворение представляет собой драматический монолог- разговр Пфурока то ли с неким всезнающим собеседником, его спутником, то ли с самим собой. Снижение образа достигается по-разному. Комично уже сочетание имени Альфред, напоминающего о любви возвышенной и неблагозвучной фамилии Пруфрок. Но он все же не только комическое лицо, пытающееся прийти в себя после искушения плотской любовью. Он явно испытывае жажду веры, но о наиболее для себя серьезном говорит с предельной иронией, шутя, чем достигается эффект большой трагичности.

Мотив отречения в стихотворении явно связан со смертью. Поэма Бесплодная земля» (1922). Поэма насыщена большим количеством историко-культурной, мифологической и поэтической информации. В «Бесплодной земле» выведен трагический образ Запада. По замыслу Элиота, поэма должна была стать не только констатацией всеобщего распада, конца, но и трагедией «ожидания», наметившейся, но так и не удовлетворенной жажды истинной жизни. Переход от голоса к голосу и от маски к маске ни грамматически, пунктуационно не обозначен. Длина строк произвольна. Граница между прошлым и настоящим, целым и фрагментом, мифом и бытом за счет этого стерта.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Английский модернистский роман . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Символизм и постмодернизм как литературный метод

Следующее сочинение из данной рубрики: Проза Франса Кафки

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Английский модернистский роман.




загрузка...