Айрис Мердок – английская писательница

Предки ее по родительской линии походили из шотландской провинции Галловей, предки со стороны матери — ирландские джентри, малоимущие дворяне. Вместе с семьей рано покинула Ирландию и поселилась в Лондоне. Получила хорошее образование, сперва в семьи под руководством отца, которого упоминает с неизменяемой признательностью, потом в Оксфордском университете, где изучала классическую филологию. В годы Второй мировой войны работала в штаб-квартире государственной гражданской службы. После окончания войны возвратилась к университетским занятиям. Определенное время излагала философию в Оксфордском университете. Была жената с литературоведом Джоном Бейли.

Как философ, Мердок прошла сложный путь эволюции от увлечения идеями экзистенциализма (работа «Сартр: романтический рационалист», 1953) и лингвистической философии Л. Витгенштайна к восприятию и осмыслению философии Платона с ее триединственностью красоты, истины и добра («Высочество добра над другими понятиями», 1967; «Огонь и солнце: Чему Платон выгнал художников», 1975; «Актостас: Два платонических диалога», 1986). Интересуясь христианством и восточными религиями, считала себя вместе с тем свободной от веры у персонифицированного Бога, в реальное существование Исуса Христоса, но признала и поддерживала моральные ценности, утверждения христианством.

У себя на родине и в нашей стране Мердок известная как автор романов, которые оригинально объединяют в себе черты интеллектуально-психологического и философского жанров. Начала печататься в 1954 г., она является автором 24 романов, а также нескольких их драматических переработок и оригинальных пьес.

Первый роман Мердок «Под сеткой» («Under the Net», 1954), опубликованный из благословения Э. Канегти, получил ей достаточно широкую популярность. Его герой — Джек Донаґю, который зарабатывает на проживание переводом из французских посредственных романов одного популярного автора, занятый поисками самого себя и смысла жизни, поисками выхода из-под сетки екзистенцийных обстоятельств, абсурдного ежедневного бытия. Пусть ему так и не удается догнать Анну Квентин, которая постоянно выскальзывает от него, но в финале он приобретает творческое озарение: «Был первый день творения. Я был преисполнен силы, которые лучше, чем счастье... Было утро первого дня». Возникает в романе и тема родной для Мердок Ирландии — один из персонажей, многозначительно названный Финном, осуществляет, наконец «возвращение на родину».

Писательница изображает в них сложные и противоречивые характеры и судьбы персонажей, часто непредусмотренных в своих действиях и следствиях, к которым они приводят. В четком делении персонажей на добрых, человечных, что стремятся понять других людей и быть понятными ими, и злых, демонических, коварных дает себя знать также интерес Мердок структурой т.н. «готического романа». Однако уже в тот период она начинает остро ощущать недостаточность, как этой традиции, так и обычной для нее сопротивления на экзистенциальную философию: «выбор», который предоставляет эта философия человеку, воображается ей «пустым», поскольку он не связывает с понятиями добра и истины. И в предыдущих литературных традициях ей становятся более близкими Ч. Диккенс и русские писатели XIX ст., прежде всего Л. Толстой и Ф. Достоевский. В статье 1961 г. «Против сухости» она отстаивает широкое и свободное отображения в произведениях искусства всей сложности человеческой жизни и человеческого характера.

Роман «Дикая роза» (1962), который появился сразу же после этой статьи, отличается от предыдущих меньшей жесткостью структуры и более проникновенным лиризмом. Роман этот можно означить как психологический, что переходит в своеобразный психологический детектив с чертами ексцентриади. Действие его разворачивается преимущественно в имении семьи Пероннет Грей-Хеллокс, расположенном на востоке Англии в графстве Кент. Героиня романа, добродетельная и нежная Енн Пероннет присматривает за розарием, который принадлежит усадьбе. Она в самый раз и есть, согласно мысленным взором автора, диким (точнее, нестандартной — unofficial) розой. По ходу действия она теряет и мужа Рендла, который считает весьма пресной свою жизнь с ней, и любимого, морского офицера Феликса Мичема, что отказывается от счастья любви ради чести «быть офицером и джентльменом».

Лишь в финале романа выясняется, что восстание дочурки Енн, злого ангелика Миранди, против возможного второго брака матери объясняется ее собственной тайной влюбленностью у Феликса Мичема. В романе выразительно прослеживается связь с предыдущей традицией: в нем сплетаются линии, которые идут от Л. Руля (показ эгоистической подпочвы добрых поступков), от Э. Бронте (пасмурные краски Грейхеллока), от В. Вулф (текучесть, импресийность пейзажного рисунка). С другой стороны, в выразительности социальных характеристик (догматизм священника Дугласа Свона, моральный ригоризм Феликса Мичема) можно проявить определенную родственность не только с Диккенсом, но и Дж. Голсуорси. Писательница старается объяснить несправедливость, с которой жизнь обходится с ее героиней, которая несомненно заслуживает на лучшую судьбу. Она вводит в текст романа раздумья об «бесформенности» добра, о том, что «добродетельную жизнь убивает энергия», о том, что «справедливость всегда несознательная». В более поздних романах она придет к более четким и суровым выводам о том, что современную жизнь не делает авансы добродетель, что вознаграждение ее — в самом понимании добра, возложенному для каждого человека служении добру. Путь к утверждению этой мысли прослеживается для М. только через творческое постижение ею идей философии Платона, а также тех моральных ценностей, которые несет в себе христианство.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Айрис Мердок – английская писательница . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Роман Мердок «Красное и зеленое»

Следующее сочинение из данной рубрики: «Темные аллеи» вершина творчества Бунина

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Айрис Мердок – английская писательница.